Контактная информация Интернет-приемная На главный сайт

Сыктывкарский природоохранный прокурор выступил перед участниками Лесного форума Республики Коми-2016

19.12.2016

На минувшей неделе работник центрального аппарата прокуратуры Республики Коми Елена Куницына и Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор Юрий Гудков приняли участие в Лесном форуме Республики Коми-2016.

Мероприятие организовано Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми совместно с региональным обществом лесоводов и проведено в Этнокультурном парке села Ыб Сыктывдинского района.

На одной из дискуссионных площадок Сыктывкарский природоохранный прокурор выступил с докладом, в котором обозначил проблемные вопрос, возникающие в правоприменительной практике при осуществлении прокурорского надзора. Это вопросы, связанные с внесением в лесохозяйственные регламенты лесничеств ограничений, касающихся рубки ленных насаждений на особо охраняемых природных территориях; реализацией древесины, полученной при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов; отсутствием нормативного правового акта, регулирующего процедуру выдачи разрешений на использование участков земель лесного фонда в целях осуществления капитального или текущего ремонта линейных объектов, а также обсуждены вопросы истребования земель из чужого незаконного владения, взыскания задолженности по плате за пользование лесами, финансирования работ по охране лесов от пожаров.

Предлагаем вашему вниманию текст выступления Юрия Гудкова.

ДОКЛАД

Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора

на общереспубликанском Лесном форуме – 2016

 

Уважаемые работники лесной отрасли,

лесопользователи, присутствующие!

 

Структура органов государственной власти республики, осуществляющих управление в сфере лесного хозяйства и природопользования, претерпевает изменения.

С нового года обязанности по устранению нарушений выявленных органами прокуратуры в лесной сфере будут переданы Минпрому Республики Коми. Решение ряда проблем невозможно без участия федеральных органов государственного управления.

Воспользуюсь присутствием министра промышленности и представителя Рослесхоза, чтобы с этой высокой трибуны обозначить проблемные вопросы и предложить возможные пути их решения. С учетом регламента постараюсь сделать это тезисно.

1. Проблема внесения в лесохозяйственные регламенты лесничеств, ограничений на рубку лесов на территории особо охраняемых природных территорий.

Особенностью Республики Коми является наличие значительного количества особо охраняемых природных территорий регионального значения – их 237. Положения ряда особо охраняемых территорий предусматривают ограничения на использование лесов.

Однако, фактически для органов управления лесным хозяйством каких-либо ограничений для использования лесов, в том числе для заготовки древесины нет. В большинстве случае леса защитными не признаны, имея статус эксплуатационных, с учетом отсутствия соответствующих ограничений в лесохозяйственных регламентах, передаются в аренду. В прошедшие годы имело место несколько случае. Когда  только активность общественников или органов прокуратуры позволяла предотвратить уничтожение уникальных природных объектов. 

Надлежащих мер для осуществления перевода лесных участков из категории эксплуатационных лесов в категорию защитных не предпринимается, в частности информация о наличии на территории Республики Коми ООПТ и необходимости перевода эксплуатационных лесов в защитные леса, до Федерального агентства лесного хозяйства не доводится.

Есть и проблемы в оформлении самих ООПТ у доброй половины особо охраняемых природных территорий регионального значения положения либо отсутствуют вообще, либо устарели и не соответствуют требованиям действующего законодательства,  не установлены, либо ненадлежащим образом установлены границы, на кадастровый учет не поставлены.

К чему это приводит?

Помимо угрозы утраты уникальных природных объектов, лесопользователи, которые получили в аренду лесной участок и вносят за него арендую плату, при наличии согласованного проекта освоения лесов неожиданно обнаруживают, что осуществлять рубку они не могут. Также это порождает жалобы в том числе международных общественных экологических организаций, подрывая авторитет государства.  

Пути решения:

- Активизировать работу по внесению соответствующих изменений в лесохозяйственные регламенты лесничеств;

- Обеспечить законные функционирование системы ООПТ республиканского значения.

2. Проблема древесины, которая образуется при использовании лесов для  строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

В соответствии с ч.2 ст.20 Лесного кодекса право собственности на древесину, которая получена при указанном виде использования, принадлежит Российской Федерации. То есть организация, осуществляющая вырубку древесины, распорядится ей не может, а обязана складировать в месте рубки. Порядком реализации такой древесины, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 №604, предусмотрено, что за 15 дней до окончания рубки информация передается в территориальные органы Росимущества, которые осуществляют её реализацию. В нормативных актах процедура прописана, а что же происходит на практике?

А на практике срубленная древесина складируется вдоль трассы ЛЭП или трубопровода и либо лежит там годами, создавая угрозу как пожарной безопасности, так и поражению лесов опасными насекомыми и микроорганизмами, либо расхищается (по инициативе прокуроров в 2015-2016 годах возбуждено несколько уголовных дел). Почему так происходит? Просеки под линейные объекты имеют существенную протяженность, транспортная доступность их ограничена, что делает сбор и вывоз такой древесины нерентабельным. Кроме того, между рубкой и фактическим сообщением в органы, уполномоченные на реализацию древесины, проходит значительное время, что приводит к утрате товарных свойств. Контроль же за соблюдением сроков передачи сведений о вырубке, установленными Порядком реализации, фактически никем не осуществляется.

Нами в 2016 году был выявлен факт, когда Минприроды и подведомственное ему лесничество попыталось решить проблему путем предъявлении незаконных требований о рекультивации тех частей лесного участка, на которых складирована древесина. По факту нарушения нами вносились представление, но при его рассмотрении сложилось впечатление, что подобная практика будет продолжена.

Пути решения: 

- Внести изменения в Лесной кодекс и предоставить право собственности на древесину, рубка которой производится при строительстве линейных объектов;

- Внести изменения в Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, установив право органов государственной власти возлагать обязанность по вывозу и складированию древесины в местах доступных для вывоза;

- Установить административную ответственность за нарушения Порядком реализации;

- На региональном уровне – лесничествам своевременно информировать органы прокуратуры о нарушении.

3.Отсутствие нормативного акта регулирующего порядок к выдачи выдаче разрешений на использование участков земель лесного фонда для осуществления капитального или текущего ремонта линейных объектов.

Лесной кодекс РФ устанавливает, что порядок использования лесных участков регулируется в том числе и земельным законодательством.

Частями 1 и 2 ст.39.33 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для капитального или текущего ремонта линейного объекта предоставление участка не требуется, а его использование осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа.

Однако, регламентация порядка выдачи этих разрешений в Лесном кодексе РФ и в подзаконных актах Рослесхоза отсутствует.

В 2016 году нами выявлялись факты, когда Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми отказывалось выдавать разрешения на использование участков земель лесного фонда для проведения капитального и текущего ремонта линейных объектов без предоставления лесных участков. И определенная логика в этом есть, так как  лесничествами утрачиваются возможности для контроля за использованием лесных земель, в том числе за их восстановлением в случае повреждения. Однако, правовая норма есть, она действует и ее неприменение вызывает справедливые жалобы со стороны организаций эксплуатирующих линейные объекты. 

Пути решения: 

- Внести изменения в Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов или иной нормативный акт, регламентировав порядок выдачи разрешений на использование участков земель лесного фонда для осуществления капитального или текущего ремонта линейных объектов

4. Проблема истребования земель лесного фонда из незаконного владения.

В 2015-2016 года органами прокуратуры была проделана работа по истребованию земель лесного фонда из чужого незаконного владения на территории Сторожевского лесничества.

Нами было проверено 17 фактов пересечения земель лесного фонда с землями иных категорий. По результатам в 4 случаях на основании направленных исковых заявлений по решению Арбитражного суда удалось изъять лесные участки из чужого незаконного владения и подтвердить право собственности Российской Федерации.

Доказывание права собственности потребовало предоставления значительного объема документов из лесничеств, объяснений работников. При этом какой-либо заинтересованности Комитета лесов, а впоследствии и Минприроды мы в этом вопросе не увидели.

Но это лишь одно лесничество, по  которому работы по постановке земельного лесного фонда проведены Рослесинфоргом в 2014 году. А ведь многочисленные факты  пересечений выявлены по другим лесничествам в 2015-2016 года. Кто будет проводить эту работу? Законодательство устанавливает сроки давности для предъявления подобных требований.

Кроме того, по ряду участков мы столкнулись с такими фактами, что незаконные перевод земель лесного фонда произошли в результате недобросовестного отношения должностных лиц органов управления лесным хозяйствам при согласовании генеральных планов муниципальных образований.

Пути решения:

- Рассмотреть возможность создания постоянно действующих рабочих групп с участием Минпрома, лесничеств, Росимущества и Сыктывкарского филиала Рослесинфорга для решения вопросов связанных с незаконным переводом земель лесного фонда 

5. Проблема взыскания задолженности по плате за пользование лесами.

Вопросы взыскания задолженности по плате за пользование лесами постоянно находятся на контроле природоохранной прокуратуры. По состоянию на 01.11.2016 задолженность составила более 117 млн. рублей.

Порядок администрирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержден приказом Рослесхоза от 28.04.2015 N 138.

Указанным порядком подробно регламентированы процедуры направленные на взыскание задолженности: сроки и порядок направления претензий, направления исполнительных листов, обжалования действий судебных приставов-исполнителей.

Проведенная в 2016 году проверка показала, что должностными лицами Минприроды РК и подведомственных лесничеств систематически допускаются нарушения Порядка. С целью устранения нарушений вносилось представление, но рост задолженности позволяет сделать вывод о том, что они до конца не устранены.

Так, фактически не заработала система сбора сведений об имуществе должника для подачи заявлений о наложении обеспечительных мер одновременно с обращением в суд с иском о взыскании задолженности, исполнительные производства своевременно не проверяются, а факты бездействия приставов в органы прокуратуры не обжалуются.

Пути решения:

Продолжить практику взаимодействия органов прокуратуры и органов управления лесным хозяйствам при заслушивании должников на межведомственной рабочей группе в прокуратуре Республики Коми;

- Принять меры, направленные на безусловное исполнение требований Порядка администрирования доходов, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в том числе путем использования механизма обеспечительных мер, своевременного обжалования действий судебных приставов-исполнителей

6. Проблема инвестиционных проектов

На организации, которые осуществляли пользование лесами в рамках приоритетных инвестиционных проектов приходится более 30% от всей суммы задолженности по плате за пользование лесами. 

Лесной кодекс РФ предусматривает возможность заключения договоров аренды  лесных участков без торгов для реализации приоритетных инвестиционных проектов  

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» утверждено Положение, определяющее  порядок подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Подпунктом «д» пункта 11 Положения  предусмотрены основания для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков к которым относится нарушение арендатором сроков реализации инвестиционного проекта более чем на один год, невыполнение арендатором обязательств по созданию и (или) модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.

Пунктом 19 Положения установлено, что после принятия Министерством промышленности и торговли Российской Федерации решения об исключении соответствующего инвестиционного проекта из перечня копию данного решения направляется заинтересованному органу для принятия решения о расторжении договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков.

Казалось бы все логично. Раз ты получил лесной участок в льготном порядке с условием выполнения определенных обязательств, то санкции в случае невыполнения взятых обязательств, в том числе изъятие лесных участок должно происходить в особо порядке.

Однако, такой порядок расторжения договора фактически противоречит Гражданскому кодексу РФ, предусматривающему только судебный порядок

Пути решения: 

- Внести изменения в Лесной кодекс, регламентировав порядок расторжения договора лесного участка на основании решения уполномоченного органа при исключении лесопользователя из перечня приоритетных инвестиционных проектов.

 

7. Проблема финансирования работ по охране лесов от пожара.

В соответствии с п.п.1 и 2 ч. 1 ст. 57 ЛК РФ, п.п. «а», «б» п. 7 Порядка в лесоавиационные работы входит  проведение  авиационного  патрулирования  лесов,  тушение  лесных  пожаров.

Правовыми нормами Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 03.11.2011 № 470, Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Рослесхозом 17.11.1997, Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза № 122 от 22.09.1997, установлен порядок определения кратности авиапатрулирования.

В 2016 году средняя расчетная кратность патрулирования, исчисленная на основании  перечисленных правовых актов должна была составлять  1,06. Между тем, фактически назначенная кратность авиационного патрулирования в Республике Коми составила 0,53 (с учетом выделенного финансирования).

Средства на осуществление переданных таким образом полномочий предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций из федерального бюджета (ч. 3 ст. 83 ЛК РФ).

Пути решения:

- Обеспечить органам управления лесным хозяйством республики исполнение требований законодательства в части установления кратности авипатрулирования.

 

 

Возврат к списку