Контактная информация Интернет-приемная На главный сайт

В прокуратуре Республики Коми идет обсуждение итогов работы за минувшее полугодие

В прокуратуре Республики Коми идет обсуждение итогов работы за минувшее полугодие 02.08.2016

Сегодня в прокуратуре Республики Коми проходит расширенное заседание коллегии, на котором подводятся итоги работы органов прокуратуры республики по укреплению законности и правопорядка за 1 полугодие 2016 год и определяются задачи по повышению эффективности прокурорского надзора и обеспечению законности на ближайший период.

В работе коллегии принимают участие заместитель начальника управления генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Илья Жилин, Главный федеральный инспектор по Республике Коми аппарата полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Михаил Тырин, первый заместитель председателя правительства Республики Коми Лариса Максимова, заместитель Председателя Государственного Совета Республики Коми Владимир Косов, председатель Верховного суда Республики Коми Вячеслав Шишкин, Уполномоченный по правам человека в Республике Коми Надежда Быковская, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Коми Игорь Бобков, председатель Общественной палаты Республики Коми Галина Киселева, руководители правоохранительных органов республики, заместители прокурора республики, старшие помощники прокурора республики, руководители структурных подразделений центрального аппарата прокуратуры республики, прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур.

С основным докладом выступил прокурор Республики Коми Сергей Бажутов.

В первой части заседания также выступил Главный федеральный инспектор по Республике Коми Михаил Тырин.

Второй и третий блоки коллегии будут посвящены докладам заместителей прокурора республики, руководителей структурных подразделений центрального аппарата региональной прокуратуры, а также заслушиванию отчетов ряда прокуроров городов и районов.

Предлагаем вашему вниманию полный текст выступления прокурора Республики Коми С.А. Бажутова.

Уважаемые участники коллегии, приглашённые.

Выполняя задачи, поставленные Президентом Российской Федерации и Генеральным прокурором, органы прокуратуры Республики Коми в первом полугодии 2016 года обеспечили в целом качественное исполнение возложенных функций.

В своём выступлении я кратко остановлюсь на наиболее важных вопросах укрепления законности и правопорядка, и начну с темы противодействия коррупции, особенно актуальной для нашего региона.

***

В первом полугодии 2016 года количество выявленных преступлений коррупционной направленности в республике увеличилось на 9,7% и составило 181, из них 133 или 73,4% являются тяжкими и особо тяжкими. Значительно, на 43% или до 50 выросло число коррупционных преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размере. Необходимо отметить, что 30%, или 54 преступления из 181 связаны с дачей и получением взяток, причем 37 из них – это именно получение взятки должностным лицом. Средний размер взятки в сравнении с прошлым годом увеличился со 143 до 730 тысяч рублей.

Прокурорами выявлено 19 преступлений коррупционной направленности, по которым возбуждено 17 уголовных дел. При непосредственном нашем участии возбуждены и расследуются дела в отношении высокопоставленных должностных лиц, среди которых руководитель Службы по тарифам Перваков, начальник регионального Управления ФСИН Протопопов, заместитель руководителя администрации Главы республики Сердитов. Рассматриваются судом уголовные дела в отношении руководителя Комитета связи и информатизации Селютина, председателя Комитета Государственного Совета Брагина, а бывший руководитель столичной администрации Зенищев и депутат Государственного Совета Саядов уже осуждены к реальному лишению свободы.

***

Другим видом ответственности за получение должностным лицом не предусмотренного законом вознаграждения, сокрытие сведений о доходах, непринятие мер к урегулированию конфликта интересов, является увольнение в связи с утратой доверия. По представлениям прокурора освобождены от занимаемой должности председатель Правительства республики Тукмаков, его заместитель Ромаданов, начальник управления администрации главы Марущак. Представление в отношении руководителя Территориального ФОМСа Бордюга поддержано Президиумом комиссии по противодействию коррупции, рекомендовавшим освободить его от должности в связи с утратой доверия. Генеральной прокуратурой по материалам нашей проверки внесено представление Министру образования России об ответственности за коррупционные нарушения ректора Сыктывкарского университета Истиховской. С представлением министр согласился, не дожидаясь принятия решения по представлению ректор ВУЗа покинула свой пост.

Успешность противодействия коррупции напрямую связана с лишением преступников денежных средств, имущества и иных благ, получаемых в результате коррупционных действий.

За 1 полугодие 2016 года по направленным в суд уголовным делам установлен ущерб более 150 миллионов рублей. Защищая интересы государства от коррупционных проявлений, прокуроры предъявили 32 исковых заявления о взыскании ущерба на сумму более 164 миллионов рублей. Удовлетворено 23 иска на сумму более 12 миллионов. На досудебной стадии обвиняемые добровольно возместили лишь 7 миллионов рублей или менее 5% от причиненного вреда, хотя возможности для этого у них имеются.

Только после осуждения к реальному лишению свободы выплатил более 3 миллионов  700 тысяч рублей ущерба бывший председатель Совета Сыктывкара Курсаков, а руководившая муниципальным предприятием Крутских – более миллиона восьмисот тысяч, что учтено судом апелляционной инстанции, смягчившим им наказание. Прежний глава администрации Сыктывкара Поздеев возместил бюджету более 12 миллионов рублей не дожидаясь вынесения обвинительного приговора, что и явилось основанием назначения ему условного наказания.

Другой формой уклонения должностных лиц от возмещения ущерба является регистрация имущества на третьих лиц. Мы установили различные способы и виды совершения таких незаконных сделок, заявили исковые требования о признании их недействительными, об истребовании имущества из незаконного владения, а также об оспаривании сделок по основаниям их мнимости или притворности, что позволит защитить интересы государства, обеспечить возмещение ущерба и возврат имущества, ослабить мотивацию к совершению коррупционных преступлений.

Так, в июне 2016 года по иску прокурора признаны недействительными притворные сделки по продаже долей в уставном капитале ООО «Асьядор», фактически принадлежавших заместителю руководителя Администрации Главы республики Сердитову, но оформленных на третьих лиц. Признание его собственником юридического лица позволило наложить арест на имущество стоимостью более 17 миллионов рублей для обеспечения возмещения ущерба.

Как мнимые оспорены сделки по отчуждению бывшим руководителем администрации Воркуты Пуро двух квартир, которые он подарил супруге незадолго до вынесения приговора с целью уклониться от возмещения ущерба бюджету в сумме около 6 миллионов рублей.

По иску прокурора признана недействительной сделка по передаче  Корпорацией по развитию Республики Коми государственного недвижимого имущества в аренду коммерческой организации, которая сдала эти же помещения в субаренду государственным органам и учреждениям. На разнице между арендными и субарендными платежами с 2011 по 2015 год фирма-посредник получила более 978 миллионов рублей, из них 472 миллиона – за счет республиканского бюджета. По результатам судебного разбирательства и рассмотрения представления прокурора в Правительстве региона имущество передано государственным органам и учреждениям без посредников и на условиях возмещения только коммунальных и эксплуатационных платежей. В отношении директора коммерческой организации по итогам прокурорской проверки в возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 201 и части 4 статьи  160 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Наработка и распространение такой практики является важной задачей для всех прокуроров, органов расследования и оперативных подразделений. Необходимо тщательно проверять факты выведения имущества и фиктивных сделок, устанавливать основания для предъявления исковых заявлений, обеспечивать контроль за их качественной подготовкой и рассмотрением.

***

При осуществлении надзора за размещением государственного и муниципального заказа прокурорами выявлено 588 нарушений закона, вскрыты факты хищения бюджетных средств. Однако в подверженной коррупции сфере закупок мы до сих пор не касались вопросов аутсорсинга – заключения и исполнения договоров, предусматривающих передачу так называемых «непрофильных» функций – уборки, аренды и обслуживания транспорта, правовых услуг. Часто под этим маскируются финансовые злоупотребления, а с целью снижения расходов и увеличения прибыли привлекается неквалифицированный персонал без оформления трудовых отношений, не обеспечивается качество предоставляемых услуг. Всё это создает условия для нарушения гарантированных законом прав граждан, в первую очередь – трудовых.

***

Работа прокуроров по защите этих прав в истекшем полугодии была особенно напряженной и востребованной с учетом экономической ситуации в стране. 

За допущенные нарушения в сфере оплаты труда к административной ответственности привлечено 113 лиц, к дисциплинарной – 95. В интересах работников в суды предъявлено 1066 исков о выплате задолженности по зарплате на сумму почти 43 миллиона рублей. К злостным неплательщикам применялись меры уголовной ответственности. В следственные органы направлено 13 материалов проверок, возбуждено 10 уголовных дел. Эта работа приносит очевидные результаты. Например, возбуждение уголовного дела и активная исковая работа прокурора Ухты заставили руководство ООО «Ухтажилстройпроект» полностью погасить задолженность перед 42 работниками на сумму более 3 миллионов рублей. Всего мерами прокурорского реагирования удалось погасить долги по зарплате 2315 работникам на сумму свыше 84 миллионов рублей.

Вместе с тем, на 1 июля 2016 года только по данным официальной статистики 9 работодателей в республике не выплатили вовремя заработную плату 835 работникам на сумму 22 миллиона рублей. При этом права 321 из них не защищены в судебном порядке. Например, 203 работника ЗАО «ВИД» не получают зарплату, а Печорский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах только 4 работников.

Кроме этого долги по зарплате в размере более 110 миллионов рублей имелись на 54 малых предприятиях, не подающих статотчетов. Наиболее сложная ситуация складывается в городах Сыктывкаре, Инте, Печоре, Сосногорске, Ухте, Усинске, на которые приходится почти 90% всей задолженности по республике. Эффективнее всех сработала прокуратура Усинска, которой выявлено 900 нарушений, в суд направлено более 350 заявлений, принятыми мерами погашены долги по зарплате на сумму свыше 33 миллионов рублей. Напротив, принимаемые прокуратурами Сыктывкара, Инты, Сосногорска, Ухты, Печорской межрайонной прокуратурой меры не соответствуют состоянию законности в сфере оплаты труда, что требует от них усиления работы на данном направлении.

В соответствии Федеральным законом от 2 июня 2016 года № 164-ФЗ с 1 июля этого года минимальный размер оплаты труда увеличился на 20 процентов - до 7500 рублей.  В этом полугодии нами уже выявлены отдельные случаи нарушения этих норм. Прокурором Корткеросского района опротестованы локальные правовые акты 3 предприятий, предусматривавшие оплату труда в размере 6500 рублей. Прокуратурой Эжвинского района по факту выплаты работникам зарплаты меньше МРОТ руководителю ООО «Элита» внесено представление и в отношении него возбуждено административное дело по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом только по данным официальной налоговой отчетности 192 работодателя выплачивали заработную плату ниже минимальной. Согласно ст. 133 Трудового кодекса РФ это возможно лишь в случае невыполнения нормы труда и рабочего времени.

Прокурорам необходимо проверить каждого такого работодателя, при выявлении нарушений решить вопрос о привлечении к административной ответственности и обращению в суд за взысканием недоплаченных сумм в пределах срока исковой давности.

***

По данным Государственной инспекции труда в 1 полугодии 2016 года в республике на производстве погибло 40 человек, здоровью 17 работников причинен тяжкий вред. При этом следует понимать, что формирование объективной картины производственного травматизма в регионе возможно только в результате надлежащего расследования и учета всех несчастных случаев.

В соответствии со статьями 229 и 229.3 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда входят в состав комиссии по расследованию смертельных и тяжелых несчастных случаев на производстве, а также проводят дополнительное расследование при выявлении сокрытого несчастного случая и при получении сведений о нарушении порядка расследования. При этом расследованию согласно статьи 227 Кодекса подлежат несчастные случаи, произошедшие не только с работниками, но и с другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя.

В нарушение указанных требований Государственной инспекцией труда не проведено расследование смертельного несчастного случая в ООО «СКС» с Копищевым. Узнав, что погибший оформлен по договору подряда, инспекция расследование не провела, предоставленные статьёй 19.1 Трудового кодекса России полномочия по выдаче предписания о признании трудовыми отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, не реализовала. По представлению прокуратуры республики Инспекцией начато проведение дополнительного расследования данного несчастного случая.

Поручаю прокурорам провести сверку материалов следственных органов и государственной инспекции труда по фактам производственного травматизма, обязать инспекцию расследовать ранее нераследованные несчастные случаи, а в случае подмены трудовых договоров гражданско-правовыми – в судебном порядке потребовать признания отношений трудовыми и составления акта расследования несчастного случая.

***

Одним из самых значимых и сложных вопросов в сфере надзора за исполнением федерального законодательства является надзор за законностью установления тарифов ресурсоснабжающим организациям, поскольку требует специальных познаний в сфере бухгалтерского учета и финансов.

Наши проверки показали, что причинами незаконного установления тарифов является как ненадлежащее исполнение своих обязанностей работниками Службы Республики Коми по тарифам, так и коррупционная составляющая в их деятельности.

Так, по результатам нашей проверки установлен факт получения взятки в размере 5,8 млн рублей руководителем Службы Перваковым за общее покровительство коммерческим организациям, подконтрольным заместителю председателя Правительства республики Ромаданову и осуществляющим деятельность, подпадающую под тарифное регулирование.

Примером такого покровительства может служить незаконное установление тарифа ООО «Энерготрейд», оказывающего услуги по передаче электрической энергии на большей части территории республики. Работники данного предприятия представили завышенные сведения о расходах на аренду электросетевого оборудования, а работники Службы их надлежащим образом не проверили. Как следствие, предприятием необоснованно получено от потребителей электрической энергии более 65 млн рублей. По результатам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело. Степень участия в этой преступной схеме иных должностных лиц Службы по тарифам нам еще предстоит выяснить.

Еще одной проблемой, прямо влияющей на размер устанавливаемых тарифов, является неисполнение Службой обязанностей по контролю за исполнением инвестиционных и производственных программ регулируемых организаций. В соответствии с установленным Правительством России порядком ценообразования в области тарифного регулирования предстоящие расходы на выполнение производственных и инвестиционных программ учитываются при установлении тарифа, а в случае если программы не выполнены, следующий тариф снижается на сумму невыполненных работ.

Например, при установлении тарифа на водоснабжение МУП «Ухтаводоканал» на 2015 год Службой по тарифам не было учтено неисполнение предприятием производственной программы на сумму свыше 50 млн рублей. В результате прокурорского вмешательства из состава тарифа предприятия на поставку воды населению на 2016 год указанная сумма исключена. В итоге плата для потребителя, а это практически все жители Ухты, снижена на 10% и составил 42 рубля 61 копейку за 1 кубометр вместо ранее установленных 47 рублей 34 копеек.

Аналогичные нарушения допущены при установлении тарифов ООО «Водоканал-Сервис», ООО «Аквасервис», ООО «Усинская тепловая компания», ООО «Теплосервис». По результатам рассмотрения представлений прокуратуры республики по 2 из них Службой уже приняты решения о снижении тарифа в следующем периоде тарифного регулирования.

Поручаю прокурорам городов и районов, отраслевому управлению прокуратуры республики во втором полугодии проверить исполнение инвестиционной составляющей тарифов всех крупнейших поставщиков коммунальных ресурсов.

***

Пристального внимания прокуроров требует обеспечение экологической безопасности региона, защита хрупкой северной природы. За истекшее полугодие прокуроры выявили почти 2000 нарушений    в этой сфере, 222 лица привлечено к административной и дисциплинарной ответственности, материалы прокурорских проверок послужили основанием для возбуждения 9 уголовных дел. Но в экологической сфере остается масса нерешенных проблем.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» уже с сентября текущего года органами исполнительной власти республики должна быть утверждена территориальная схема обращения с твердыми бытовыми отходами и выбран региональный оператор, который обязан обеспечить сбор, транспортирование, утилизацию и захоронение твердых коммунальных отходов на всей территории. Однако на сегодняшний день только в пяти районах имеются легальные полигоны для захоронения твердых бытовых отходов.

Реализуемая Минприроды республики программа «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды на 2012-2020 годы» положительного эффекта не дала. На ее реализацию уже израсходовано более 400 млн рублей, но ни одного предусмотренного в ней полигона в эксплуатацию не введено, а часть бюджетных средств похищена. Так, по результатам прокурорской проверки возбуждено и расследуется уголовное дело по факту хищения подрядчиком в сговоре с должностными лицами администрации Прилузского района 6,2 млн рублей, выделенных на строительство полигона в селе Объячево, в результате чего объект не достроен, в эксплуатацию не введен. С этого года финансирование программы приостановлено.

В этой связи в рамках исполнения указания Генерального прокурора «Об усилении прокурорского надзора в условиях неблагоприятных внешнеэкономических и внешнеполитических факторов» прокурорам Воркуты, Инты, Усинска, Сыктывкара, Ижемского, Койгородского, Корткеросского, Сысольского, Троицко-Печорского, Удорского, Усть-Вымского, Усть-Куломского и Усть-Цилемского районов необходимо проверить эффективность расходования бюджетных средств, выделенных на строительство полигонов и площадок временного хранения отходов.

Стратегия развития Арктической зоны России на период до 2020 года предусматривает активное освоение Арктики. При этом особое внимание уделяется обеспечению рационального природопользования, снижения негативного воздействия на окружающую среду. Отраслевому управлению совместно с Печорским природоохранным прокурором и прокурором Воркуты  необходимо выработать конкретные мероприятия по организации надзора в этой сфере, проверить исполнение требований законодательства, предусматривающего рекультивацию нарушенных земель при размещении промышленных отходов, негативное воздействие на водные объекты промышленных предприятий.

***

Еще одной приоритетной задачей для нас остается защита прав субъектов предпринимательства.

На коллегии по итогам 2015 года мы ставили перед собой задачу разобраться с задолженностью перед предпринимателями по исполненным государственным и муниципальным контрактам. Напомню, на начало года государственные и муниципальные заказчики имели задолженность перед поставщиками на сумму более 318 миллионов рублей по двум с половиной тысячам контрактов.

По результатам проверки нами выявлено свыше 100 нарушений порядка оплаты обязательств по контрактам, 23 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, 17 лиц – к административной.

В отношении 2 руководителей муниципалитетов, требовавших от предпринимателей «откат» за оплату выполненных работ, возбуждены уголовные дела по статье 169 Уголовного кодекса РФ – незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность.

Прокуроры Вуктыла, Сосногорска, Печорский межрайонный прокурор, прокуроры Корткеросского, Княжпогостского, Сыктывдинского районов,  Сыктывкарский природоохранный прокурор добились привлечения 10 руководителей органов местного самоуправления к административной ответственности по статье 15.15.10 КоАП за принятие бюджетных обязательств при отсутствии доведенных лимитов, а руководитель администрации Корткеросского района за неисполнение обязательств предусмотренных муниципальным контрактом привлечен к административной ответственности по части 7 статьи 7.32 КоАП РФ. На него наложен штраф в размере 47 тысяч рублей.

Результатом этой работы стало исполнение более полутора тысяч контрактов. Задолженность снизилась с 318 млн до 157 млн рублей. Эту работу прокурорам предстоит продолжить.

Новым важным механизмом защиты предпринимателей является федеральная государственная информационная система «Единый реестр проверок», которая позволяет оперативно выявлять и пресекать нарушения контролирующими органами прав предпринимателей, устанавливать факты незаконного вмешательства в их хозяйственную деятельность. Органы федерального государственного контроля уже более года работают в этой системе, а с 1 июля к ней подключены и органы регионального госконтроля.

По результатам проведенных аппаратом прокуратуры республики проверок 13 должностных лиц органов контроля, не исполнивших обязанность по ведению реестра, уже понесли дисциплинарную ответственность, в отношении 2 лиц возбуждены административные дела.

Прокурорам городов и районов необходимо в течение августа провести проверки ведения реестра во всех органах государственного контроля, при наличии оснований решить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности по статье 13.27 КоАП РФ.

***

Не может быть компромиссов при обеспечении безопасности детей, поскольку последствия могут быть самыми трагичными, что продемонстрировали события этого лета сразу в ряде регионов.

На 1 июня 2016 года в реестр детских оздоровительных организаций, функционирующих в республике, включено 39 передвижных палаточных лагерей.

В силу статьи 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» открытие палаточного лагеря возможно только при наличии положительного заключения Роспотребнадзора, на котором лежит обязанность проверить такой лагерь еще до его открытия.

Из 39 палаточных лагерей только 5 получили положительные заключения органов Роспотребнадзора, и осуществляют свою деятельность законно. Из 34 оставшихся лагерей 25 вообще не уведомляли надзорный орган о своем открытии, 9 направили соответствующие уведомления, однако проверки в них не проводились, заключения не выдавались.

Вследствие нарушений, допущенных Роспотребнадзором и организаторами детских лагерей, в июне-июле текущего года 22 палаточных лагеря функционировали с нарушением закона, один закрыт по результатам вмешательства прокуратуры.

Так,  Центр дополнительного образования села Койгородок еще в апреле текущего года уведомил Роспотребнадзор об открытии с 6 июля палаточного лагеря, план деятельности которого включал сплав на байдарках. Заключение, необходимое для его открытия, не выдавалось. Кроме того, прокуратурой установлено отсутствие в лагере медицинского работника, наличие которого обязательно. В целях недопущения нарушения прав детей, до открытия лагеря 29 июня прокурором района объявлено предостережение. В связи с невозможностью обеспечить  исполнение требований закона палаточный лагерь не открывался.

В связи с выявленными фактами прокуратурой республики внесены представления в региональные Управление Роспотребнадзора и Министерство образования и молодежной политики. Отдельные нарушения устранены.

К примеру, организаторами детских лагерей в Усть-Вымском районе  направлены уведомления в орган контроля об открытии в августе палаточных лагерей, заключен договор на медицинское обслуживание. По результатам рассмотрения информации прокурора района о выявленных в июне нарушениях,  Роспотребнадзором  возбуждено дело по статье 6.7 КоАП РФ – нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей.

Обращаю внимание прокуроров, что в августе на территории республики будут работать 11 палаточных лагерей. Ваша задача – по возвращению с коллегии взять под личный контроль их функционирование, обеспечить устранение всех выявленных нарушений закона. Проверки соблюдения прав детей на отдых и оздоровление проводить и в течение учебного года.

***

Ещё одна серьёзная тема – безопасность пищевых продуктов при организации питания детей. В минувшем полугодии проверками органов Роспотребнадзора установлено 5 фактов поставки в образовательные организации городов Сыктывкара, Вуктыла, Ухты, Сосногорска фальсифицированной продукции. К административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ за нарушения требований технических регламентов, создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, привлечено четверо из 5 поставщиков. Однако оценка наличия в действиях недобросовестных производителей и поставщиков признаков состава преступления, предусмотренного статьей 238 УК РФ, не давалась.

Кроме того, при поставке товара ненадлежащего качества статьей  518 ГК РФ заказчику предоставлено право требовать либо возврата уплаченной за товар денежной суммы, либо поставки товара надлежащего качества. Прокурорам перечисленных городов необходимо провести проверки таких образовательных организаций и, в случае выявления бездействия руководителей в части предъявления требований к поставщикам, мерами прокурорского реагирования обязать их реализовать предоставленное право.

***

Переходя к вопросам противодействия преступности отмечу, что в первом полугодии текущего года зарегистрировано 10681 преступление, что на 538 или на 4,8% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

Следователями и дознавателями расследовано и направлено в суды 5445 уголовных дел по 6654 преступлениям в отношении 5850 лиц, что на 16% больше, чем в 1 полугодии предыдущего года. Общая раскрываемость составила 62,8%.

11% преступлений в республике совершается посредством сети Интернет как путем использования вредоносных программ для списания денег с банковских счетов, так и путем предложения несуществующих товаров и услуг. При этом окончено расследование лишь по 14 таким преступлениям. Их раскрываемость составила менее 1%.

Мы смогли навести порядок со своевременной регистрацией этих преступлений. Граждане перестали месяцами и годами обжаловать действия органов расследования, пересылающих их заявления о преступлениях из региона в регион. Если в 2014 году органами внутренних дел республики поставлено на учет 279 таких преступлений, то в 2015 – 2029, а в 1 полугодии 2016 уже 1109. Но, к сожалению, вопросы эффективного раскрытия и расследования таких преступлений до сих пор не решены.

Специализированная следственно-оперативная группа, созданная в июне 2015 года в центральном аппарате МВД республики и на первоначальном этапе сыгравшая положительную роль, в текущем году занимается только расследованием уголовных дел с установленными преступниками. Все нераскрытые преступления находятся в производстве городских и районных отделов внутренних дел.

Для раскрытия таких преступлений не подходят классические методы расследования уголовных дел. Требуется синхронизация работы нескольких территориальных отделов органов внутренних дел, значительная техническая база, а также тесное взаимодействие работы следователей с оперативными и техническими службами для установления аккаунтов, доменов, номеров сим-карт и лиц их использующих, более оперативный контроль за перечислением и обналичиванием денежных средств через банковские карты подставных лиц.

Во втором полугодии текущего года центральному аппарату МВД необходимо более активно влиять на работу по раскрытию и расследованию этих преступлений, добиваясь привлечения к уголовной ответственности их организаторов и исполнителей. 

***

Прокурорам и руководителям органов расследования не в полной мере удалось добиться реализации всех положений совместного приказа Генеральной прокуратуры и других федеральных правоохранительных органов от 26 марта 2014 года «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений о преступлениях».

Органами расследования не всегда исполняются требования части 4 статьи 148 УПК РФ и абзаца первого пункта 2.4 приказа о направлении прокурорам в течение 24 часов с момента вынесения копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. В первом полугодии 2016 года с нарушением срока прокурорам представлено более 600 копий таких решений, в том числе в городах  Сыктывкаре – 350, Ухте – 84, Эжвинском районе – 68, Удорском районе – 32, Усинске – 9. Одной из причин этого является нарушение следователями и дознавателями установленных статьёй 144 УПК РФ сроков принятия процессуальных решений, вынесение постановлений «задним числом». Только в ходе проверок, проведенных прокурорами 14 и 15 июля текущего года по сообщениям, сроки по которым истекли в период с 11 по 14 июля, выявлено 49 материалов с непринятыми процессуальными решениями, из них в Ухте – 17, в Сосногорске и Усть-Цилемском районе по 9, в Сыктывкаре и Вуктыле по 5, в Воркуте – 4. Несвоевременное предоставление копий постановлений об отказе возбуждении уголовного дела не позволяет прокурорам запрашивать материалы проверок и своевременно проверять законность решений.

Однако и прокуроры нарушают приказ. В минувшем полугодии 180 постановлений об отмене незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела приняты с превышением пятисуточного срока. Так прокурор Усть-Вымского района нарушил срок по 124 материалам, Сыктывкара по 37, Сыктывдинского и Княжпогостского районов по 11 и 8 соответственно.

Еще больше материалов возвращено прокурорами в органы расследования с нарушением установленного десятисуточного срока, в том числе 1800 материалов в срок свыше одного месяца.

Эти  нарушения наглядно свидетельствуют о пробелах в организации ведомственного контроля и прокурорского надзора на стадии рассмотрения сообщений о преступлениях.

***

Одной из задач органов внутренних дел является розыск без вести пропавших граждан. Результативность такой деятельности во многом зависит от эффективности работы по установлению личности неопознанных трупов.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», действующего с 1 января 2009 года, неопознанные трупы подлежат обязательной геномной регистрации, в ходе проведения которой результаты анализа ДНК биологического материала  помещаются на учет в федеральную базу данных геномной информации.

Государственная геномная регистрация проводится с единственной целью – идентификации личности человека, а геномная информация используется, в том числе, для установления личности человека, чей труп не опознан иными способами. Вероятность совпадения сведений, имеющихся в базе данных геномной информации, напрямую зависит от объема массива данных ДНК по неопознанным трупам.

По данным информационного центра МВД на территории республики с 1999 по 2009 год остались неразысканными 276 без вести пропавших. За этот же период не опознано 207 трупов, образцы биологического материала по которым не получены, что исключает возможность определения генотипов и постановки их на учет в базе данных геномной информации экспертно-криминалистического центра МВД.

По сообщениям, поступившим с 2009 года, не установлены сведения о личности еще 89 неопознанных трупов. Согласно информации экспертно-криминалистического центра МВД республики их генотипы помещены в базу данных. Между тем за этот же период не разыскано 267 без вести пропавших. При этом идентификация человека путем сравнения ДНК, полученных из биологического материала от неопознанных трупов, и данных ДНК, полученных из предполагаемого биологического материала без вести пропавших лиц, а также образцов крови и эпителия предполагаемых родственников, не производится в связи с неполнотой имеющихся данных.

Органам внутренних дел необходимо организовать работу по получению биологических материалов неопознанных трупов путем их эксгумации, которая может проводится до возбуждения уголовного дела в рамках реализации оперативно-розыскного мероприятия «сбор образцов для сравнительного исследования» на основании судебных решений. А по неопознанным трупам, обнаруженным с 2009 года, начать работу по их идентификации с без вести пропавшими.

Всем прокурорам необходимо принять меры по совершенствованию надзорной практики за исполнением органами внутренних дел Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в части розыска лиц, пропавших без вести, с использованием федеральной базы данных геномной информации, при необходимости реализовать мероприятия и в рамках координационной деятельности, проверить полноту регистрации сообщений об обнаружении неопознанных трупов и заведения соответствующих дел оперативного учета.

***

Укреплению принципа неотвратимости наказания способствовала проверка исполнения законов при условно-досрочном освобождении осужденных к лишению свободы. Поводом к её проведению стали установленные Ухтинским спецпрокурором факты создания условий для незаслуженного освобождения.

В результате выявлено 170 нарушений, по актам прокурорского реагирования 18 сотрудников Управления ФСИН России по Республике Коми привлечены к дисциплинарной ответственности. Замечу, что в прежние годы количество выявленных нарушений в этой сфере по всем четырём спецпрокуратурам едва достигало десятка. Однако и сейчас Сыктывкарский, Княжпогостский и Печорский спецпрокуроры проверку провели крайне неэффективно.

В то же время в учреждениях, поднадзорных Ухтинской  спецпрокуратуре, установлены способы искусственного создания оснований для досрочного освобождения осужденных путём незаконного поощрения, создания фиктивных положительных показателей работы, учебы и хорошего поведения, укрытия сведений о наложенных взысканиях.

Например, постановлением Ухтинского суда освобожден условно-досрочно на неотбытый срок 2 года 4 месяца осужденный за убийство четверых человек и разбойные нападения. Прокурором установлены факты изъятия сотрудниками колонии из его личного дела двух актов о допущенных нарушениях, необоснованного применения девяти мер поощрения, непринятия мер по наложению взысканий за злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания.

В отношении другого лица, осужденного за коррупционное преступление, сотрудниками колонии в характеризующих материалах  необоснованно указано о добровольном возмещении ущерба, а также незаконно применено 4 поощрения.

Подобные нарушения установлены в отношении ещё нескольких осуждённых.

В результате принятых мер, в том числе путём опротестования незаконных приказов о применении поощрений, по апелляционным представлениям прокурора судебные решения об условно-досрочном освобождении отменены, осужденные продолжают отбывать наказание.

Требую от прокуроров обеспечить  надзор на данном направлении не в ходе участия при рассмотрении материалов об УДО в суде, а ежемесячно в ходе проверок, проводимых в соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 16 января 2014 года № 6.

*** 

Есть все основания полагать, что схожая ситуация складывается и в вопросах осуществления надзора за законностью отбытия наказания в виде обязательных работ.

Поводом задуматься о таком положении дел стало произошедшее 21 июля ДТП на улице Советской в Сыктывкаре. Некий Бессонов, находясь в нетрезвом состоянии, совершил наезд на двух пешеходов и скрылся с места происшествия. Оказалось, что он уже судим за аналогичное преступление и осужден к обязательным работам. Сразу насторожило, что в рабочее время человек в пьяном виде, лишённый прав разъезжает по городу, хотя должен в это время отбывать наказание.  

По моему поручению прокуроры ряда районов проверили как осуществляется учёт отработанного времени у таких осуждённых.  Оказалось, что нарушения закона имеют место. Так, прокурором Корткеросского района в администрации сельского поселения «Нившера» выявлено, что на 26 июля 2016 года в отношении осужденного Голенкова уже утвержден табель учета рабочего времени с указанием отработки обязательных работ в предстоящие дни с 27 по 29 июля.

Подобные факты имелись и ранее. Еще 17 апреля 2015 года Ижемским районным судом по части 2 статьи 285 Уголовного кодекса осужден глава сельского поселения «Брыкаланск», который представлял в уголовно-исполнительную инспекцию фиктивные документы учета рабочего времени осужденной, тогда как она фактически не работала.

Однако прокурорами выявляются единичные нарушения при исполнении данного вида наказания, а прокурорами городов Инты, Сыктывкара, Ухты и ряда других не выявлялись вообще.

Обеспечение постоянного надзора в этой сфере требуется и с учетом значительного роста в текущем году числа осужденных к обязательным работам с 734 до 1314 или на 79%.

В наступившем полугодии отраслевому отделу с участием территориальных прокуроров надлежит организовать проверку нормативных актов органов местного самоуправления об определении перечня мест для отбывания и вида работ, исполнения администрациями организаций требований законов о фактическом привлечении осужденных к обязательным работам и реальном выполнении работы, ежедневном ведении табелей с отражением количества отработанных часов. Всем фактам осуществления приписок времени работы осужденных необходимо дать принципиальную оценку.

***

Остановлюсь ещё на одном из важнейших направлений работы прокуроров – рассмотрении обращений.

Уже не раз говорилось о том, что не снижающееся число заявлений и жалоб в органы прокуратуры – показатель доверия граждан. И это действительно так. В первом полугодии 2016 года нами разрешено свыше 12000 заявлений, что на 24,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Каждое пятое обращение удовлетворено.

К сожалению, имеются такие случаи, когда отдельные работники подрывают к нам доверие людей своими неквалифицированными действиями и безответственностью.

Приведу пример. Жительница Ухты дважды обращалась в прокуратуру города о привлечении нарушителей к административной ответственности за работу котельной без разрешения на ввод её в эксплуатацию.

Вместо перенаправления обращения в уполномоченный надзорный орган, заявительнице дан неправильный ответ, что породило её повторные обращения как в прокуратуру города, так и впоследствии в аппарат прокуратуры республики. Причём ни на одной стадии рассмотрения обращения при имеющихся основаниях не был решен вопрос о наличии состава преступления  в действиях руководителя эксплуатирующей организации. Только после моего вмешательства возбуждено уголовное дело по статье 171 УК РФ за  незаконную предпринимательскую деятельность. Проводится расследование.

Анализ, проведенный лишь в двух управлениях аппарата, показал, что в минувшем полугодии поступило более 300 заявлений, в которых обжаловались ответы территориальных прокуроров. Каждое десятое из них удовлетворено.

Основной причиной такого положения дел является отсутствие принципиальной оценки подобным фактам со стороны руководителей структурных подразделений. Это отражается на увеличившейся нагрузке на работников аппарата и порождает повторные заявления, число которых возросло на 22%.

Старшему помощнику прокурора республики по рассмотрению обращений и приему граждан совместно с начальниками управлений и отделов  во втором полугодии необходимо проанализировать ошибки и выработать необходимые меры по исправлению ситуации.

***

Завершая своё выступление отмечу, что успешное решение поставленных перед органами прокуратуры задач невозможно без своевременного следования изменениям законодательства, правильной корректировки правоприменительной практики.

Федеральными законами от 03.07.2016 № 323-ФЗ и 326-ФЗ декриминализированы хищения чужого имущества стоимостью до 2 500 рублей, нанесение побоев при отсутствии квалифицирующих обстоятельств, впервые совершенное уклонение от уплаты алиментов.

С учетом сложившейся в республике структуры общей преступности речь идет о каждом седьмом преступлении. Новыми законами уголовная ответственность за их совершение наступает в случае повторности, а за первое правонарушение лицо подлежит административному наказанию. Таким образом, законодателем продолжена последовательная реализация в уголовном законе института административной преюдиции, который впервые применен в 2015 г. с введением в Уголовный кодекс ответственности за повторное управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.

Примененные законодательные механизмы требуют от органов административной юрисдикции максимального обеспечения законности применения мер административной ответственности. В этой связи напоминаю прокурорам о требованиях пункта 4 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 19.02.2015 № 78 «Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях» о своевременном реагировании на незаконные и необоснованные постановления по делам об административных правонарушениях.

В сфере уголовно-процессуальной деятельности прокурорам, используя возможности единого статистического учета состояния преступности, необходимо обеспечить оперативное информирование правоохранительных органов об уголовных делах, подлежащих пересмотру, проконтролировать законность и обоснованность принятых решений, при наличии оснований обеспечить привлечение лиц, освобожденных от уголовной ответственности, к административной ответственности. Прокурорам, участвующим в судебной стадии уголовного судопроизводства, учитывать изменения законодательства при формировании позиции относительно возможности прекращения уголовного дела и освобождения от наказания.

Продолжая тему новелл законодательства, необходимо отметить, что Федеральным законом от 23.06.2016 № 190-ФЗ внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, которыми с 1 июня 2018 года в составе районных судов учреждается коллегия присяжных заседателей.

Перечень уголовных дел подлежащих рассмотрению присяжными заседателями дополнен делами о преступлениях, предусмотренных частью 1 статьи 105 УК РФ (убийство без квалифицирующих признаков) и частью 4 статьи 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего). Судами республики ежегодно рассматривается порядка 150 таких дел, по каждому из которых у подсудимых появится право на рассмотрение с участием коллегии присяжных заседателей. Поддержание государственного обвинения по этим уголовным делам является наиболее сложным этапом работы прокурора, требует обладания специальными знаниями и умениями. В этой связи уже сейчас уголовно-судебному управлению необходимо начать подготовку государственных обвинителей, формирование у них соответствующих навыков, с максимальным взаимодействием с судами республики.

***

Уважаемые коллеги.

В своём докладе я акцентировал ваше внимание только на наиболее важных проблемах в осуществлении надзора и первостепенных задачах на 2 полугодие 2016 года.

Во второй части коллегии прошу заместителей прокурора и руководителей структурных подразделений проанализировать результаты работы аппарата, городских, районных и специализированных прокуратур по другим направлениям деятельности и предложить пути решения имеющихся проблем.

Благодарю за внимание.

 

 

 

Возврат к списку