Контактная информация Интернет-приемная На главный сайт

Органы местного самоуправления за минувшее полугодие поддержали более 400 нормотворческих инициатив прокуроров районного звена

01.08.2016

Наиболее конструктивное взаимодействие с местными органами власти по вопросам муниципального нормотворчества сложилось у прокуроров городов Инты, Воркуты, Прилузского, Удорского и Усть-Вымского районов.

На сегодняшний день право нормотворческой инициативы предоставлено прокурорам во всех муниципальных образованиях в республике. С использованием данного права прокурорами  разработано и внесено 170 проектов муниципальных нормативных правовых актов. По ним принято 112 нормативных правовых актов, остальные проекты находятся в стадии обсуждения и рассмотрения. При этом прокурорами уделено внимание различным сферам общественных отношений, в том числе бюджетной, вопросам прохождения муниципальной службы, проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, затрагивающих осуществление предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности.

Так, прокуратурой Сыктывдинского района в целях установления единых требований к организации, проведению, оформлению и рассмотрению результатов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита; обеспечения своевременного выявления нарушений в осуществлении финансовой деятельности главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета с учетом изменений, внесенных в Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 25.12.2015 № 406-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработан проект постановления администрации МО МР «Сыктывдинский», регламентирующего порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Администрацией района проект постановления рассмотрен и принят.

В целях оказания органам местного самоуправления практической помощи прокурорами подготовлен 31 проект модельного нормативного правового акта. Указанные проекты разработаны по результатам проведения надзорных мероприятий в сфере противодействия коррупции, жилищной, налоговой сфере, в области распоряжения муниципальным имуществом. По проектам принято 169 нормативных правовых актов.

Например, Печорской межрайонной прокуратурой подготовлен и направлен во все муниципальные образования проект модельного нормативного правового акта «Об утверждении положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности в Совете городского (сельского) поселения, и соблюдения ими ограничений, запретов, обязательств, правил служебного (должностного) поведения, установленных законодательством в целях противодействия коррупции». В 3 муниципальных образованиях данный проект модельного правового акта уже использован, приняты решения представительных органов.  

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с изменениями федерального (республиканского) законодательства в органы местного самоуправления направлено 369 информаций с предложениями о необходимости принятия или приведения в соответствие с законодательством нормативных правовых актов. Реализовано уже 179 предложений, остальные находятся на рассмотрении.

В первую очередь прокурорами обращено внимание местных органов власти на необходимость принятия либо внесения изменений в действующие муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие земельную, градостроительную сферы общественных отношений, вопросы осуществления муниципального контроля.

К примеру, прокуратурой Усть-Вымского района в адрес глав 13 сельских поселений, в которых в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации  утверждены правила землепользования и застройки, направлены предложения о необходимости разработки и принятия нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления муниципальных услуг в сфере земельных правоотношений. В 10 сельских поселениях приняты соответствующие нормативные правовые акты.

По предложению прокуратуры г. Инты в целях реализации статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией МО ГО «Инта» издано постановление от 31.03.2016 № 3/569 «Об утверждении Порядка подготовки документации по планировке территории».

Также прокурорами обращено внимание местных органов власти на необходимость нормативного регулирования деятельности старост на территориях муниципальных образований. Так, в силу норм статьи 33 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в формах, не противоречащих федеральному и региональному законодательству. В республике в апреле нынешнего года принят Закон Республики Коми «О регулировании некоторых вопросов, связанных с деятельностью старост на территориях муниципальных образований в Республике Коми», регулирующий порядок избрания, основные задачи и полномочия, срок полномочий старост и другие вопросы их деятельности. Инициативу прокуроров на данном направлении поддержали в Койгородском, Сысольском, Троицко-Печорском и других районах.

Ежегодно увеличивается количество проектов нормативных правовых актов, направляемых органами местного самоуправления в прокуратуру для проведения правовой экспертизы. В течение первого полугодия текущего года в городских и районных прокуратурах изучено 5533 таких проекта. В связи с выявленными в них нарушениями подготовлено 219 отрицательных заключений. Следует отметить, что не соответствовали требованиям федерального и республиканского законодательства 57 проектов представительных органов местного самоуправления (Советов) и 110 проектов исполнительных органов (администраций).

Так, прокуратурой Троицко-Печорского района установлены нарушения федерального законодательства в проекте решения Совета городского поселения «О правилах благоустройства  муниципального образования городского поселения «Троицко-Печорск». В частности, в нарушение требований пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проектом решения предлагалось возложить на физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей обязанность по размещению за свой счет на фасадах домов адресных таблиц, указателей наименований улиц. Между тем данные обязанности относятся к компетенции органа местного самоуправления. По отрицательному заключению прокуратуры района нарушение в проекте решения устранено.

Прокуратурой Удорского района в ходе изучения проекта постановления администрации муниципального района «Удорский» о внесении изменения в постановление администрации «О порядке взимания родительской платы за присмотр и уход за ребенком в муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» установлено противоречие федеральному законодательству. Так, проектом постановления предлагалось установить размер компенсации родительской платы, тогда как частью 5 статьи 65 Федерального закона «Об образовании в Российской  Федерации» его установление отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации. Напомним, что в республике указанный вопрос урегулирован постановлением Правительства Республики Коми «О компенсации родителям (законным представителям) платы за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации на территории Республики Коми, реализующие образовательную программу дошкольного образования». По замечанию прокуратуры района проект постановления районной администрации приведен в соответствие с законодательством.

В целях укрепления взаимодействия с органами местного самоуправления работниками прокуратур городов и районов принято участие в более чем 300 заседаниях и различных совещаниях, проводимых местными органами власти по вопросам муниципального нормотворчества, в том числе связанным с изменениями в федеральном и республиканском законодательстве, требующими совершенствования муниципальных правовых актов.

Необходимо отметить, что расширению сложившихся форм сотрудничества в нормотворческой сфере способствует проведение совместных учебных занятий и семинаров, на которых прокуроры и муниципальные служащие обсуждают актуальные проблемы правового регулирования в различных сферах общественных отношений, изменения в федеральном и республиканском законодательстве, требующие совершенствования муниципальных правовых актов. Проведение подобных мероприятий практикуется всеми прокурорами городов и районов.

Органы прокуратуры республики нацелены и во втором полугодии на активное участие в муниципальном нормотворчестве.

Возврат к списку