Контактная информация Интернет-приемная На главный сайт

Представляем вашему вниманию интервью прокурора Республики Коми Сергея Бажутова газете «Красное знамя Севера»

23.12.2015

Имиджевые потери

Сергей Александрович, прокуратура Коми вносила информацию экс-главе республики и представление в региональный минархстрой о необходимости проведения госэкспертизы на проекты строительства объектов, возведение которых должно осуществляться за бюджетный счет. Не так давно новый руководитель региона С.Гапликов издал соответствующий указ. Что изменится в сфере капстроительства с обязательным прохождением госэкспертизы? Ряд мэров и министров возмущаются такими минусами, как удорожание строек и растягивание графиков возведения объектов по времени.

- Государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства – это одна из форм предварительной проверки, позволяющей на начальных этапах скорректировать и устранить недостатки предстоящего строительства. Суть проверки в этом случае заключается в том, чтобы подтвердить соответствие проектной документации установленным техническим регламентам, требованиям строительных норм и правил. Положительное заключение государственных экспертов является одной из гарантий качества и безопасности объекта, как с точки зрения предлагаемых конструктивных и технических решений, так и применяемых строительных материалов. Такая предварительная проработка проектной документации позволит исключить элементарные ошибки проектировщиков. Например, как произошло с проектом дома, подлежащего строительству в рамках реализации программы переселения граждан из аварийного жилья в Троицко-Печорском районе, которым не предусматривались даже лестничные пролеты между этажами.

Доработка проектной документации на этапе ее проектирования и согласования позволяет уйти от многих проблем, которые могут возникнуть в ходе строительства, следовательно, сказаться на его стоимости и сроках выполнения работ.

Ещё один немаловажный фактор - строительство объектов, возводимых по проектам, которые не проходили государственную экспертизу, не сопровождается государственным строительным надзором. Иными словами, бюджетные стройки оказываются лишены контроля и на этой стадии.

По этой причине считаю непродуктивными дискуссии на тему необходимости осуществления госэкспертизы. Да, действительно госэкспертиза требует временных и финансовых затрат, но игнорирование её проведения обходится дороже. Итог несоблюдения этой нормы на протяжении последних лет - неэффективно использованные средства бюджета, дополнительные расходы на приведение некачественного жилья и других объектов (в частности, детских садов) в нормативное состояние, нарушение всех сроков сдачи их к эксплуатацию, многочисленные уголовные дела в отношении муниципальных заказчиков и подрядчиков. И – что немаловажно – всё вышесказанное относится к так называемым имиджевым потерям исполнительной власти.

Удар по бюджету

- Какие наиболее крупные результаты проверок органов прокуратуры в Коми в сфере ЖКХ Вы бы отметили за этот год?

- В уходящем году наше внимание было сконцентрировано на выявлении фактов неправомерного завладения финансовыми ресурсами в жилищно-коммунальной сфере. Итог в виде 35 уголовных дел свидетельствует, что для проверок мы выбрали правильное направление.

К примеру, в г. Инте в этой сфере прокуратура инициировала возбуждение 7 уголовных дел в отношении руководителей управляющих организаций и ТСЖ. Мы установили, что эти лица похищали денежные средства, подлежащие зачислению в местный бюджет в счет платы за наем муниципального жилья. Ущерб местному бюджету превысил  6 млн рублей. Помимо этого руководители указанных организаций реализовывали финансовые схемы, с помощью которых скрывали доходы возглавляемых ими организаций и уклонялись от расчетов с ресурсоснабжающими организациями. Поступавшие от населения денежные средства перечислялись не на счета управляющих компаний, а аккумулировались в ООО «Городская управляющая компания». Накапливались долги перед поставщиками коммунальных ресурсов, однако даже при наличии решений судов кредиторы не имели возможности взыскать долги с управляющих компаний: на счетах у тех было пусто, а ООО «Городская управляющая компания» формально в договорных отношениях с ресурсниками не состояла. 

По итогам проверок выявлены злоупотребления в деятельности должностных лиц местного самоуправления, которые вопреки интересам муниципалитетов и местных бюджетов при приемке строительства жилых домов в рамках программы переселения оплачивали работы, фактически не выполненные либо низкого качества. Так, расследуются уголовные дела в отношении руководителя администрации Прилузского района И.Рожицына, бывшего заместителя главы администрации г. Сыктывкара В.Козъякова.

Не остаются без внимания прокуроров вопросы качества оказываемых потребителям коммунальных услуг и законности взимания платы за них. По результатам прокурорского вмешательства удалось добиться снижения на 10% тарифа на водоснабжение для жителей г. Ухты, поскольку МУП «Ухтаводоканал» в расчеты тарифа на очередной период регулирования включила необоснованные расходы на сумму свыше 50 млн рублей.

Не всеми ресурсоснабжающими организациями исполнены требования законодательства об энергоэффективности в части оснащения объектов общедомовыми приборами учета, в том числе многоквартирных домов.

Помимо этого, в деятельности отдельных теплоснабжающих организаций установлено, что они не обеспечивают нормативные запасы как основного так и резервного топлива, что в условиях отопительного сезона не может быть оставлено без внимания прокуроров.

«Просто воровали…»

- Главы муниципалитетов иногда сетуют, что получают предписания прокуратуры в связи с невыполнением требований закона, однако устранить нарушения им мешает дефицит бюджетных средств. Как действовать главам муниципалитетов, если весь спектр возложенных на них законом обязанностей не может быть реализован из-за отсутствия финансовых возможностей?

- Вопросы местного значения муниципальных образований четко регламентированы федеральным законодательством. При этом закон не ставит возможность их реализации в зависимость от финансовых возможностей территории, хотя мы этот фактор, безусловно, учитываем. Поэтому если к нам поступила жалоба с указанием на конкретное нарушение закона, к примеру, на неочищенные улицы в каком-нибудь поселке, что препятствует проезду машинам «скорой помощи», транспорту МЧС, полиции, - мы не можем не отреагировать на данный факт. Кроме того главам городов и районов следует разумно подходить к собственной финансовой политике: избегать непродуктивных расходов, работать на пополнение бюджета, а не наоборот. К сожалению, у нас в регионе немало примеров, когда мэры вместо выстраивания прямых отношений, основанных на законе и направленных на увеличение доходов бюджета, создавали схемы с прослойками в виде коммерческих структур, в которых оседали причитающиеся муниципалитетам денежные средства. Другие градоначальники просто воровали бюджетные средства.

Так, бывшие руководители администраций Княжпогостского и Усть-Вымского районов вместо того, чтобы сдать в аренду земельные участки газовикам и получать в бюджет неплохие доходы,  передали эти участки за копейки предпринимателям. А эти коммерсанты с немалой выгодой для себя сдавали их в субаренду для строительства газопроводов.

Бывший глава сыктывкарской администрации Иван Поздеев с нарушениями закона передавал застройщикам земельные участки для возведения домов. Бюджет Сыктывкара терял на этих махинациях миллионы рублей, поскольку земли передавались по цене, в десять раз меньшей их кадастровой стоимости и без конкурсных процедур. По закону эти участки подлежали реализации на торгах, где начальная минимальная цена равняется кадастровой стоимости. В Воркуте здания двух общежитий были переданы в управление ООО «Параллель», директор которого (он же депутат местного Совета Владислав Попов) сдавал их на условиях коммерческого найма.

Все эти лица стали фигурантами уголовных дел, и хорошо, если для других чиновников это будет примером того, как поступать не следует.

Поэтому прежде чем жаловаться, местным руководителям следует задуматься обо всех имеющихся возможностях по пополнению казны. К примеру, взыскивать долги за использование муниципального имущества, в том числе предоставляемого по социальному найму жилья. Настойчивость и принципиальность главам муниципалитетов нужно проявлять в этих вопросах, а не в оспаривании законных требований прокуратуры.

Возврат к списку