Контактная информация Интернет-приемная На главный сайт

На коллегии в прокуратуре республики обсудили итоги работы за минувшее полугодие

На коллегии в прокуратуре республики обсудили итоги работы за минувшее полугодие 31.07.2015

Сегодня состоялось расширенное заседание коллегии прокуратуры Республики Коми, на котором подведены итоги работы органов прокуратуры республики по укреплению законности и правопорядка за 1 полугодие 2015 года и определены задачи по повышению эффективности прокурорского надзора и обеспечению законности на ближайший период.

В работе коллегии приняли участие Главный федеральный инспектор по Республике Коми аппарата полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Михаил Тырин, первый заместитель Председателя Государственного Совета Республики Коми Валерий Марков, заместитель Председателя Правительства Республики Коми Алексей Старцев, заместитель председателя Верховного суда Республики Коми Валерий Кунторовский, Уполномоченный по правам человека в Республике Коми Надежда Быковская, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Коми Игорь Бобков, Уполномоченный при Главе Республики Коми по правам ребенка Нелли Струтинская, руководители правоохранительных органов республики, заместители прокурора республики, старшие помощники прокурора республики, руководители структурных подразделений центрального аппарата прокуратуры республики, прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур.

С основным докладом выступил прокурор Республики Коми Сергей Бажутов.

В первой части заседания также выступил Главный федеральный инспектор по Республике Коми Михаил Тырин, первый заместитель Председателя Государственного Совета Республики Коми Валерий Марков и заместитель Председателя Правительства Республики коми Алексей Старцев.

Предлагаем Вашему вниманию полный текст выступления прокурора Республики Коми С.А. Бажутова.

Уважаемые коллеги, приглашённые.

В своем докладе о результатах работы за первое полугодие 2015 года, состоянии законности и правопорядка хочу привлечь ваше внимание к наиболее актуальным вопросам, решением которых мы последовательно занимаемся. Результаты этой деятельности во многом зависят от согласованности в работе всех заинтересованных органов, поскольку большинство проблем решить только средствами прокурорского надзора невозможно. 

*****

В минувшем полугодии органы прокуратуры Республики Коми продолжили совершенствовать правозащитную деятельность, принимая меры по защите прав и свобод граждан, обеспечению интересов государства. Осуществляя надзор за соблюдением федерального законодательства нами выявлено 22026 нарушений закона. В целях их устранения внесено 1996 представлений; по протестам прокурора отменено и изменено 1694 незаконных правовых акта; к дисциплинарной ответственности привлечены 1935 должностных лиц, 995 нарушителей к административной.  В целях защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и государства прокурорами направлено в суды 3242 исковых заявления на сумму 488 миллионов 849 тысяч рублей, из которых судами уже удовлетворено 2521 на сумму 364 миллиона 307 тысяч рублей. По материалам прокурорских проверок возбуждено 141 уголовное дело.

За шесть месяцев нами разрешено 10198 обращений. На треть увеличилось число лиц, принятых прокурорами на личном приёме. Каждая четвертая жалоба признана обоснованной и по ней внесены акты прокурорского реагирования. Самым распространенным способом защиты прав граждан по-прежнему остается предъявление прокурорами исков в суды.

Особенно эффективной эта мера стала в сфере защиты социальных и трудовых прав.

***

По данным официальной статистики на 1 июля задолженность по оплате труда в республике составила 108 миллионов 600 тысяч рублей, тогда как на начало года не превышала 6 с половиной миллионов. Вместе с тем, прокурорами выявлено 31 предприятие, скрывающее свои долги по зарплате перед работниками от органов статистики. Поэтому реальная картина такова -  задолженность по заработной плате в республике имеют 48 предприятий перед 2650 работниками на общую сумму 172 миллиона 900 тысяч рублей. Закономерно, что на этом фоне неуклонно растёт и число выявляемых прокурорами нарушений. Если за весь 2014 год их было выявлено 3644, то за минувшее полугодие уже 3193. В интересах работников предъявлено 1516 исков о взыскании заработной платы на сумму свыше 64 миллионов рублей. По материалам прокурорских проверок возбуждено 7 уголовных дел в отношении работодателей-должников. Всего же средствами прокурорского надзора в истекшем году удалось добиться погашения задолженности по заработной плате на сумму 126 миллионов 300 тысяч рублей перед 3037 работниками.

При этом прокуроры городов Сыктывкара, Усинска и Ухты не обеспечили принятие полного комплекса мер прокурорского реагирования по поступающей информации о нарушениях прав граждан на оплату труда.

Однако усилиями только контролирующих и правоохранительных органов проблему невыплаты заработной платы не решить. К этой работе должны активно подключиться органы местного самоуправления, чей потенциал пока используется недостаточно активно, и ограничивается формальной работой межведомственных комиссий в муниципалитетах. Тем более, недопустимо образование задолженности на муниципальных унитарных предприятиях. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» наделяет органы местного самоуправления широким кругом полномочий в отношении таких предприятий, в том числе по определению целей, предмета, видов деятельности, утверждению планов финансово-хозяйственной деятельности, назначению руководителя. Именно ненадлежащая реализация полномочий собственника имущества унитарного предприятия зачастую и является причиной образования задолженности по зарплате. Например, в МУП «Леткажилсервис» работники не получали зарплату из-за непогашения задолженности за оказанные коммунальные услуги бюджетными организациями Прилузского района. До вмешательства прокуратуры муниципалитет попыток решить эту проблему не предпринимал.

Сейчас на территории республики 8 муниципальных предприятий имеют задолженность по заработной плате.

Генеральным прокурором Российской  Федерации 8 июня 2015 года издано указание № 287/7 «Об усилении прокурорского надзора в условиях неблагоприятных внешнеэкономических и внешнеполитических условий», в соответствии с которым прокуроры обязаны обеспечить необходимое надзорное сопровождение проводимых в стране мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, и в первую очередь, не оставлять без внимания вопросы полноты и своевременности выплаты заработной платы. Каждый случай нарушения прав  граждан на оплату труда должен тщательно проверяться на предмет наличия оснований к судебной защите всех работников предприятия и уголовно-правовой оценки действий работодателя.  Кроме того, прокурорам необходимо в кратчайшие сроки проверить все предприятия-банкроты, имеющие задолженность по заработной плате и оценить полноту принимаемых конкурсными управляющими мер по её погашению, а также соблюдению очередности удовлетворения требований кредиторов.

***

В текущем году в сфере жилищно-коммунального хозяйства прокурорами выявлено 1886 нарушений закона, в связи с чем оспорено 250 правовых актов, в суды предъявлено 151 исковое заявление, внесено 233 представления, к дисциплинарной и административной ответственности привлечены 128 лиц, в органы предварительного расследования направлено 24 материала проверок, по которым возбуждено 20 уголовных дел.

Повышенное внимание уделялось вопросам соблюдения законодательства при осуществлении расчетов за поставленные коммунальные ресурсы перед организациями тепло и водоснабжения, энергетиками.

По данным Комитета жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми на начало текущего года общий размер задолженности перед ресурсоснабжающими организациями составил свыше 6 с половиной миллиардов рублей, в том числе задолженность бюджетных организаций – свыше 358 миллионов, организаций коммунального хозяйства (ТСЖ, управляющих компаний) – полтора миллиарда. Просроченная задолженность населения превышает 3 с половиной миллиарда рублей. Динамика платежей потребителей ухудшается, отмечается прирост задолженности. К примеру в  ОАО «Коми энергосбытовая компания» увеличение составило 15% или 393 миллиона. К концу полугодия общий размер долга составлял 7 миллиардов рублей.

Результаты наших проверок свидетельствуют, что образованию задолженности зачастую способствуют злоупотребления руководителей управляющих организаций и товариществ собственников жилья.

К примеру, в Ухте по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении директора ООО «Управляющая компания № 1», присвоившего полученные за поставленные коммунальные ресурсы денежные средства в особо крупном размере – 1 миллион 600 тысяч рублей, принадлежащие Коми энергосбытовой компании.

По материалам проверки прокуратуры города Инты, в отношении председателя правления ТСЖ «Гарант» возбуждено уголовное дело по части первой статьи 201 и статье 177  Уголовного кодекса за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности перед ОАО «ТГК-9». В целях вывода денежных средств заключались фиктивные договоры на оказание услуг с аффилированными юридическими и физическими лицами. Таким способом выведено не менее 10 миллионов рублей.

Подобные факты на территории города далеко не единичны, в связи с чем прокуратуре города Инты во втором полугодии необходимо проверить все предприятия жилищно-коммунального комплекса, в том числе находящиеся в различных стадиях банкротства, определить круг лиц, причастных к противоправному завладению финансовыми ресурсами. При наличии оснований дать уголовно-правовую оценку каждому такому факту. Аппарату прокуратуры республики взять эту работу на контроль, оказать методическую и практическую помощь.

Материалы прокурорских проверок свидетельствуют, что противоправная деятельность управляющих компаний не ограничивается хищением средств ресурсоснабжающих организаций. Например, в Княжпогостском районе вопреки требованиям федерального законодательства управляющая организация ООО «Город» с превышением полномочий, не являясь наймодателем, осуществляла начисление и сбор платы за наём муниципального жилья, присваивая денежные средства, которые подлежали перечислению в доход местных бюджетов. По результатам прокурорской проверки в отношении руководителя управляющей организации возбуждено уголовное дело по статье 165 Уголовного кодекса Российской Федерации. Кроме того судом по искам прокурора района взыскано более полутора миллиона рублей, из которых 200 тысяч уже поступили в бюджеты сельских поселений.

Удивляет пассивная позиция руководства района. Почему  органы муниципального финансового контроля в условиях постоянного дефицита не приняли своевременные меры по возвращению бюджетных средств?

Аналогичная ситуация сложилась и в Инте, где по материалам прокурорских проверок уже возбуждено 2 уголовных дела.

Причем в Инте и хищение средств ресурсоснабжающих компаний, и присвоение средств, подлежащих перечислению в бюджет, совершалось одними и теми же лицами, владеющими значительной частью рынка коммунальных услуг города, а один из совладельцев является еще и депутатом городского Совета. Сейчас мы выясняем, не аффилированность ли с местной властью создала условия для совершения преступлений.

Поручаю всем прокурорам городов и районов провести проверки в органах местного самоуправления и организациях, осуществляющих сбор с нанимателей муниципального жилья платы за пользование жилым помещением, на предмет надлежащего оформления полномочий на сбор таких платежей и своевременного перечисления поступивших средств в местные бюджеты, в ходе которых дать оценку не только действиям управляющих компаний, но и бездействию органов местного самоуправления.

***

Противодействие нарушениям в сфере строительства, реконструкции и функционирования объектов жилищного фонда, энергетической и иной жизненно важной инфраструктуры – одна из первоочередных задач органов прокуратуры в условиях нестабильной экономической обстановки.

В соответствии с частью 7 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» предусмотрено, что многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

Оснащение объекта капитального строительства такими приборами в силу подпункта 6 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса  является обязательным условием выдачи органами власти разрешения на ввод здания, строения и сооружения в эксплуатацию. Вместе с тем некоторыми застройщиками нормы законодательства об энергосбережении не выполняются, а специально уполномоченные органы надзора не реагируют на нарушения. Так, лишь после внесения прокуратурой республики представления министру архитектуры и строительства Инспекция стройнадзора приняла меры по понуждению застройщика установить приборы учета в возведённом и принятом в эксплуатацию жилом многоквартирном доме в Сыктывкаре.

В целях недопущения нарушений прав граждан, защиты интересов общества и государства необходимо организовать системный мониторинг ситуации в рассматриваемой сфере, до конца года провести проверки всех многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию после 1 января 2012 года и обеспечить мерами прокурорского реагирования соблюдение требований законодательства.

***

Жесткого контроля со стороны прокуроров требует реализация программ переселения из аварийного жилья. По итогам за 2014 год программные мероприятия исполнены лишь на 32 процента. Нарушаются права более 3 тысяч граждан, продолжающих проживать в аварийном жилье. По сведениям Министерства архитектуры и строительства Республики Коми, завершение строительства домов в городах Сыктывкаре, Печоре и Ухте, Сыктывдинском, Троицко-Печорском, Удорском и Усть-Вымском районах планируется только к сентябрю 2015 года.

Причинами несвоевременного исполнения программ по-прежнему остаются волокита со стороны органов местного самоуправления при выделении земельных участков, позднее заключение контрактов на проектирование и строительство, низкое качество проектной документации, затягивание сроков возведения объектов со стороны подрядчиков.

В прошлом году, в ходе плановой проверки мы установили, что в нарушение статей 49 и 54 Градостроительного кодекса органы власти не исполняли обязанность по проведению государственной экспертизы проектов и осуществлению на строящихся объектах государственного строительного надзора. К сожалению, практические шаги, направленные на решение этой проблемы стали приниматься органами исполнительной власти республики только сейчас. А ведь именно неисполнение данных требований закона является основной причиной низкого качества возводимых домов и срыва сроков строительства в связи с необходимостью корректировки проектов.

Особого внимания при осуществлении надзора за реализацией программ расселения аварийных домов требует соблюдение законодательства о контрактной системе и процедуры приёма выполненных работ.

Например, по результатам инициированного прокуратурой Прилузского района обследования межведомственной комиссией по причине грубейших нарушений технологии строительства признаны непригодными для постоянного проживания жилые помещения двухквартирного жилого дома в посёлке Усть-Лопью. Должностные лица местной администрации, несмотря на очевидные нарушения, допущенные при возведении дома, подписали акты выполненных работ и в декабре 2013 года приняли его в эксплуатацию. По результатам прокурорской проверки в отношении подрядчика возбуждено уголовное дело по статье 159 Уголовного кодекса, в отношении лиц, подписавших фиктивные документы, решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статьям 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Зачастую, уже на стадии заключения контрактов в результате недобросовестных действий подрядчиков и ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами местных администраций создаются условия для срыва программных мероприятий.

Так, статьёй 44 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрена обязанность подрядчика предоставить обеспечение исполнения контракта путем внесения денежных средств или банковской гарантией. В случае неисполнения обязательств по контракту банк, выдавший гарантию, принимает на себя обязательства по возмещению ущерба заказчику.

Проведенная нами проверка показала, что при реализации адресных программ переселения из аварийного жилья подрядчиками представлено 12 поддельных банковских гарантий. Так, в г. Сыктывкаре по шести объектам, возводимым в местечке Кочпон-Чит директором предприятия-подрядчика ООО «С-СТРОЙ» Талаласовым, в качестве обеспечения исполнения муниципальных контрактов до их заключения представлены поддельные банковские гарантии. По 6 материалам прокуратуры города, направленным в органы расследования, возбуждены уголовные дела по ч. 1 ст. 327 Уголовного кодекса за  подделку официальных документов. Замечу, что этот же гражданин является фигурантом ещё одного уголовного дела по факту хищения денежных средств при строительстве печально известного жилого дома по ул. Почтовой, куда до сих пор отказываются переселяться люди, а часть строительных работ так и не выполнена.

Для того, чтобы убедиться в достоверности банковской гарантии достаточно изучить соответствующий раздел официального сайта банка, чего муниципальным заказчиком сделано не было. Не смутило его и то, что организация-победитель была создана всего за два месяца до объявления аукциона, а Талаласов введен в состав учредителей этого предприятия и вовсе за несколько дней до заключения муниципальных контрактов.

Было ли это случайностью, либо результатом преступной деятельности должностных лиц администрации города нам, предстоит выяснить.

Всего по результатам прокурорских проверок выявлено 24 факта представления поддельных банковских гарантий при заключении контрактов на строительство социальных объектов в 12 муниципальных образованиях. По всем возбуждены уголовные дела.   

Прокурорам необходимо дать адекватную оценку действиям должностных лиц муниципалитетов, не обеспечивших своевременную проверку достоверности сведений о банковских гарантиях, создав тем самым серьезные предпосылки к нарушению экономических интересов местных бюджетов и  наращиванию социальной напряженности.

***

Проблема сокрытия фактов разливов нефти, отсутствие достоверной информации об объемах захоронения нефтяных шламов заставила нас разобраться с законностью эксплуатации на территории республики объектов накопления отходов нефтедобывающей промышленности. Проведенные проверки показали, что ни один из 29 расположенных на территории республики объектов размещения нефтяных шламов не соответствует предъявляемым требованиям, при этом эксплуатация большинства шламонакопителей осуществляется при отсутствии у собственников технической и разрешительной документации.

После вмешательства прокуратуры пятью собственниками приняты меры к восстановлению проектной документации, получены все необходимые разрешительные документы и объекты включены в Государственный реестр объектов размещения отходов. Ещё по трем объектам сбор документов для включения в Реестр завершается. В связи с невозможностью восстановления документации собственниками принято решение о выводе из эксплуатации 21 шламонакопителя. Печорским природоохранным межрайонным прокурором направлены в суды заявления с требованием об их ликвидации и проведении рекультивации земель. В настоящее время нефтедобывающими предприятиями республики начато строительство 6 новых объектов размещения нефтешлама.

Результаты этой проверки, безусловно, окажут положительное влияние на экологическую обстановку, однако проблема незаконного размещения отходов производства и потребления гораздо шире. В соответствии с ч.7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр.

Однако, на законных основаниях с включением в реестр созданы и функционируют лишь 33 из 362 объектов размещения отходов. В этой связи Сыктывкарским природоохранным межрайонным прокурором разработан алгоритм проведения проверки в целях пресечения незаконной деятельности по размещению отходов. Прокурорам городов и районов необходимо в рамках исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании» добиваться от органов государственной власти, местного самоуправления, органов государственного надзора принятия мер по обеспечению экологически безопасного обращения с отходами.

***

Повышенное внимание при осуществлении в текущем году надзорных мероприятий мы уделяли вопросам охраны прав детей, формирования среды, комфортной и доброжелательной для жизни ребенка.

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, где одной из самых опасных проблем признается насилие над детьми. Отмечается, что значительная часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в семье, а также лицами, обязанными по закону заботиться о ребенке. Ситуация, сложившаяся в сфере профилактики преступлений против детей, защиты их прав, является неудовлетворительной и требует принятия неотложных мер.

Создание системы защиты несовершеннолетних, обеспечение их прав и интересов, как это закреплено в Национальной стратегии, возможно путем усиления профилактической роли органов опеки и попечительства по раннему выявлению семей, находящихся в кризисной ситуации, в целях сохранения для ребенка его родной семьи. К слову сказать, эти же приоритеты обозначены и в республиканской Стратегии, утвержденной распоряжением Главы республики 20 сентября 2012 года № 309-р.

Вместе с тем, проводимые нами проверки показывают, что деятельность органов опеки и попечительства не направлена на реализацию этих задач. Необходимые меры по своевременному выявлению детей, находящихся в социально опасном положении, оказанию им помощи, не принимаются. Всё межведомственное взаимодействие по предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей подменяется уголовным преследованием родителей и законных представителей.

Мы неоднократно говорили о причинах, приводящих к насилию над детьми в семье, когда органы опеки и попечительства либо вообще не проводят социально­-реабилитационную работу, либо, при отсутствии эффекта от её проведения, не принимают мер по незамедлительному изъятию ребенка из опасных условий проживания.

В первом полугодии 2015 года произошел резкий рост на 46% или с 87 до 127 числа зарегистрированных преступлений, предусмотренных частью первой статьи 116 Уголовного кодекса (нанесение побоев), совершенных родителями и законными представителями в отношении детей. Но осуждение родителя - это лишь констатация факта социального неблагополучия, а озвученные мною цифры - яркое свидетельство отсутствия профилактической работы и неэффективной реализации Национальной стратегии.

Приведу лишь один показательный пример. В период с 13 мая по 22 июня 2015 года в орган опеки и попечительства города Усинска обратилось девять несовершеннолетних воспитанников Детского дома № 4 с заявлениями о жестоком обращении со стороны директора и воспитателей. Не дождавшись ответа, одна из воспитанниц обратилась в Общественную палату Российской Федерации. Работник аппарата прокуратуры республики и Уполномоченный по правам ребенка в Республике Коми, выехавшие с проверкой в Усинск, установили, что орган опеки и попечительства ограничился регистрацией обращений и направлением их копий в городской отдел полиции для проведения процессуальной проверки, не уведомив об этом заявителей. Вопреки требованиям статьи 24 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» меры по защите прав детей, в том числе путём проведения проверки условий жизни в детском доме, не приняты.

Заметьте, речь идет о жизни детей в детском доме, проверка деятельности которого является прямой обязанностью органа опеки. Что говорить о работе с социально неблагополучными семьями.

Национальной стратегией определено, что реформирование организации работы органов опеки и попечительства по защите прав детей, находящихся в социально опасном положении, возможно путем формирования законодательной базы.

Министерство образования и науки Российской Федерации еще в 2007 году разработало модельный закон субъекта Российской Федерации «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних», отдельные положения которого в республике до настоящего времени не реализованы, что не позволяет эффективно работать этим органам.

Еще в марте 2015 года нами на основании статьи 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в Государственный Совет Республики Коми направлено предложение о совершенствовании Закона Республики Коми «О некоторых вопросах организации и деятельности по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, на территории Республики Коми». В нарушение статей 2 и 16 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» региональным законом не урегулированы вопросы, определяющие категории детей, в отношении которых органы опеки правомочны осуществлять профилактическую работу, принимать решения по защите их прав. А отсутствие норматива численности работников органа опеки, непосредственно осуществляющих деятельность по защите прав детей, привело к недостаточности ресурсов. Модельным законом, разработанным Минобрнауки России, норматив численности специалистов органа опеки, непосредственно осуществляющих защиту прав детей, определен из расчета не менее 1 штатной единицы на 2 тысячи детского населения. В городе Сыктывкаре проживает 40 тысяч детей. Соответственно численность специалистов городского Управления опеки должна составлять не менее 20. Фактически там работают 13 человек, которые исполняют свои полномочия ещё и в отношении 640 совершеннолетних недееспособных граждан.

Надеюсь, что депутатским корпусом нового созыва работа над проектом будет в ближайшее время завершена.

Прокурорам необходимо комплексно оценить состояние работы по выявлению детей и семей, находящихся в социально опасном положении. Руководствуясь статьей 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» о результатах проинформировать комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляющие координацию всей деятельности в сфере профилактики. Отделу по делам несовершеннолетних эту работу взять на контроль.

***

Переходя к вопросам состояния преступности и надзора за деятельностью правоохранительных органов отмечу, что данная сфера всегда являлась одним из приоритетных направлений работы органов прокуратуры. От полноты принимаемых мер по защите прав граждан от преступных посягательств во многом зависит авторитет государства и стабильность в обществе.

В 1 полугодии 2015 года в Республике Коми зарегистрировано 11219 преступлений, что на 1378 или на 14% больше чем за 6 месяцев 2014 года. Отчасти рост вызван работой прокуроров, поставивших на учет 877 преступлений.

Количество нераскрытых и приостановленных расследованием преступлений увеличилось на 789 или на 28%, в том числе приостановлено расследование 437 преступлений, ранее поставленных на учет прокурорами.

При этом раскрываемость в республике выше, чем в округе и России и составляет 65%. Окончено расследованием преступлений на 4,2% больше, число лиц, привлеченных к ответственности возросло на 7%. Таким образом, рост числа нераскрытых преступлений не указывает на снижение интенсивности работы правоохранительных органов.

Рост приостановленных преступлений произошел за счет увеличения на 601 числа нераскрытых краж и мошенничеств. В остальной части за счет общего незначительного роста преступлений против личности и в сфере оборота наркотиков. Приостановлено 562 преступления, связанных с новыми способами хищений с использованием сети Интернет, опции «мобильный банк», банковских карт, совершаемых, как правило, с территории других субъектов Российской Федерации.

Возможности следователей и дознавателей территориальных органов внутренних дел по изобличению виновных по таким преступлениям ограничены. Поэтому специализированная следственно-оперативная группа создана на уровне МВД по Республике Коми. Ей поручено расследование таких преступлений, обобщение информации по всем хищениям с целью установления общих признаков, места, окончания, виновных лиц и наличия оснований, предусмотренных частью первой статьи 153 и частью четвёртой статьи 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации для соединения и направления уголовных дел по подследственности, но в первую очередь для раскрытия  и установления виновных.

***

Уголовное судопроизводство, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Уголовно-процессуального кодекса, имеет своим назначением также защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения.

В соответствии с частью первой статьи 146 УПК принятие решения о возбуждении уголовного дела является компетенцией органов расследования. Ошибки, допускаемые следователями и дознавателями на этой стадии, явились одной из причин увеличения на четверть числа прекращённых уголовных дел по реабилитирующим основаниям: со 100 в 1 полугодии 2013 года до 125 за 6 месяцев 2015. Количество лиц, получивших право на реабилитацию, в связи с незаконным уголовным преследованием за этот же период возросло с 64 до 117.

Сумма возмещения имущественного и морального вреда за незаконные действия органов расследования, взысканная судами из средств федерального бюджета по искам реабилитированных, увеличилась с 2 миллионов 339 тысяч рублей до 3 миллионов 72 тысяч.

При этом количество отмененных прокурорами в порядке части 4 статьи 146 УПК незаконных постановлений о возбуждении уголовного дела за этот период уменьшилось со 148 до 62. Значительно снизили эффективность надзорной деятельности прокуроры Сыктывкара, Ухты, Печоры, Усинска и Сыктывдинского района.

Прокурорам необходимо повысить качество проверки законности решений о возбуждении уголовного дела, в каждом случае оценивать наличие достаточных данных, указывающих на признаки состава преступления.

***

Сложная финансовая ситуация в стране требует от всех правоохранительных органов повышенного внимания к противодействию экономическим преступлениям. Существенный ущерб экономике ежегодно причиняется незаконными действиями лиц, уклоняющихся от уплаты установленных налогов и сборов.

В 1 полугодии 2015 года в Республике Коми зарегистрировано 46 налоговых преступлений, на 18 преступлений или 64% больше чем за 6 месяцев 2014 года.

Прокурорами уже со стадии регистрации сообщений о налоговых преступлениях выявляются нарушения требований нормативных правовых актов.

В частности, в апреле 2014 года следственным отделом СУ СК России по Республике Коми по городу Ухте по надуманным основаниям, без регистрации в книге регистрации сообщений о преступлениях, возвращен в ИФНС России по г. Сыктывкару материал, направленный в порядке статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении руководителя ООО «Бизнес-Инвест». Одним из оснований принятия такого решения явилось непредставление полного пакета документов в соответствии с Соглашением о взаимодействии между Следственным комитетом России и Федеральной налоговой службой. После повторного поступления в июне 2014 года материал проверки зарегистрирован в следственном отделе, однако затем дважды незаконно передавался по подследственности в следственный отдел по г. Сыктывкару, откуда вновь возвращался в г. Ухту. Только 26 января текущего года, то есть по истечении 8 месяцев с момента первоначального поступления, следственным отделом по г. Ухте возбуждено уголовное дело по части первой статьи 199 Уголовного кодекса. В результате волокиты со стороны следственного органа в марте истек срок привлечения лица к уголовной ответственности.

Ежегодно прекращается больше половины от окоченных уголовных дел о налоговых преступлениях. При этом если в 2013 году в связи с истечением сроков давности уголовного преследования прекращено каждое пятое уголовное дело, в 2014 - каждое четвертое, то в 1 полугодии 2015 года уже каждое третье. По указанному основанию на досудебной и судебной стадиях уголовного судопроизводства только в текущем году по вине следователей 5 лиц избежали уголовной ответственности за такие преступления, еще 6 - в 2014 году.

В частности, в Сыктывдинском районе с августа 2013 года в течение 10 месяцев проводилась доследственная проверка и расследовалось уголовное дело в отношении предпринимателя Жилина, не уплатившего 3,5 млн. рублей налогов. С момента его возбуждения и до производства судебной налоговой экспертизы 5 месяцев никаких следственных действий по делу не проводилось, целенаправленных мер по доказыванию вины Жилина не принималось. Уже после выполнения требований ст. 217 УПК РФ обвиняемым заявлено о своей непричастности к преступлению, в том числе о неподписании им налоговой декларации. В результате на восьмом месяце расследование было возобновлено, однако за истечением срока давности Жилин избежал уголовного наказания.

В январе текущего года в отношении Жилина возбуждено другое уголовное дело об уклонении от уплаты налогов на сумму 18 миллионов рублей. До настоящего времени проведено лишь 11 следственных действий, в том числе судебная налоговая экспертиза, хотя подозреваемый не оспаривал результаты налоговой проверки. Обвинение не предъявлено, мер к окончанию следствия не принято.

Прокурорам во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства» необходимо своевременно принимать по таким нарушениям действенные меры реагирования с постановкой вопроса об ответственности виновных должностных лиц.

В ходе проверок работников аппарата прокуратуры республики в деятельности следователей регионального управления Следственного комитета Российской Федерации выявляются нарушения порядка рассмотрения сообщений не только о налоговых преступлениях.

В городах Инте и Ухте в результате неисполнения Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах системы Следственного комитета Российской Федерации должностными лицами не приняты меры к незамедлительной регистрации 43 сообщений о преступлениях. К примеру в Ухте по 2 сообщениям об особо­тяжких преступлениях, поступившим из дежурной части полиции по телефону следователи рапорты об обнаружении признаков преступлений не составляли, на осмотры места происшествия не выезжали. В результате проверочные мероприятия проведены сотрудниками полиции с нарушением подследственности.

Кроме того, Интинским следственным отделом в феврале текущего года в нарушение требований пункта 3 части первой статьи 145 УПК России в отдел полиции необоснованно передано сообщение о двух тяжких преступлениях, совершенных депутатом Муниципального образования городской округ «Инта», похитившим более 5 миллионов рублей, собранных с населения для ресурсоснабжающей организации за поставленную тепловую энергию. Только после вмешательства прокуратуры республики спустя 4 месяца возбуждено уголовное дело, обвиняемый заключен под стражу. Органами прокуратуры выявлено еще 3 эпизода преступной деятельности депутата.

Указанные нарушения стали возможны в результате самоустранения прокуроров Инты и Ухты от исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия», предусматривающего тщательную и всестороннюю проверку соблюдения порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях.

Требую от прокуроров обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и организаций, начиная с момента поступления сообщения о преступлении в органы предварительного расследования.

***

Принятыми мерами нам удалось добиться активизации работы правоохранительных органов по борьбе с организованной преступностью. В прошедшем полугодии с 10 до 16 увеличилось количество выявленных и с 15 до 20 - оконченных преступлений, совершенных в составе организованных групп.

Пресечена деятельность орггруппы в составе руководителя, его заместителей и иных должностных лиц Комитета лесов Республики Коми, незаконно предоставлявших лесные участки для заготовки древесины, чем причинён ущерб бюджету республики на сумму более 58 миллионов рублей.

Есть и другие примеры успешной работы. В Сыктывкарском городском суде рассматривается уголовное дело в отношении организованной преступной группы, состоящей из 13 должностных лиц государственного казенного учреждения Республики Коми «Дорожный контроль» и сотрудника ГИБДД, получивших взятки на сумму свыше 9 миллионов рублей с водителей, беспрепятственно перевозивших крупногабаритные и тяжеловесные грузы с превышением разрешенной массы.

10 июля 2015 года на основании решения Верховного суда Российской Федерации вступил в силу обвинительный приговор в отношении организатора и 20 участников преступной организации «Логиновские», в том числе в отношении четырех к пожизненному лишению свободы.

С декабря 2014 года в Верховном суде Республики Коми сотрудниками прокуратуры республики поддерживается государственное обвинение по уголовному делу в отношении организатора и 19 участников, действовавшего свыше двух десятков лет в г. Воркуте преступного сообщества «Ифы-Козлова», совершавших тяжкие и особо тяжкие преступления в сфере экономики, против жизни и здоровья граждан.

***

Отдельно остановлюсь на организованной преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, которая признается на высшем государственном уровне как «новая серьёзная угроза», от которой напрямую зависят жизнь и здоровье большого количества наших граждан.

Устойчивый рост потребления синтетических наркотиков и замещение ими других видов наркотических средств отмечается и в Республике Коми, где их доля увеличилась с 30% от общего количества в 2012 году, до 94% в первом полугодии 2015 года. Массовый характер приобрели факты госпитализации граждан после отравлений «спайсами». В 2014 году зафиксировано 86 таких случаев, в том числе два повлекших смерть, за 6 месяцев этого года – 52.

Всё больше в преступную деятельность вовлекаются несовершеннолетние, которыми в 2013 году совершено 15 преступлений в этой сфере, в 2014 – 57, а за первое полугодие текущего года уже 45.

Такой рост, прежде всего, связан с массовым использованием современных информационных и коммуникационных технологий. Анализ материалов уголовных дел показал, что в 2013-2014 годах уже более 70% лиц приобретали синтетические наркотики бесконтактным способом через Интернет.

Важным аспектом антинаркотической политики государства, безусловно, является профилактика. Одна из её форм, активно используемых в республике, связана с реализацией полномочий, предоставленных Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». На сегодняшний день заблокированы 49 интернет-ресурсов, предлагающих купить наркотики, из которых 25 выявлены прокурорами. Свой вклад вносят муниципальные антинаркотические комиссии, которые по инициативе прокуроров приняли меры по удалению с фасадов зданий более 70 надписей с указанием новых сайтов.

Однако возможность использования Интернета для сбыта наркотиков остаётся. Поэтому без жёсткого уголовного преследования организаторов сетевого распространения наркотических средств противодействие наркомании не даст желаемого результата.

С 2013 года государством сделано всё необходимое для криминализации оборота синтетических наркотиков. Вместе с тем правоохранительные органы оказались не готовы к пресечению новых схем сбыта.

В Республике Коми последствия этого проявились в уменьшении раскрываемости преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков с 70% или 338 нераскрытых преступлений в 2012 году, до 50% или 766 в 2014, и увеличении их доли в общем массиве нераскрытых тяжких и особо тяжких преступлений с 40 до 52% за тот же период.

Такая ситуация потребовала пересмотра организации работы правоохранительных органов и  усиления координирующей роли прокуратуры. В сентябре 2013 года проведено координационное совещание «Об эффективности реализации требований закона «Об оперативно-розыскной деятельности» при выявлении и расследовании преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершенных организованными группами», в 2014 году – межведомственное совещание. Критические замечания высказывались мной и на коллегии республиканского управления ФСКН.

Надо отдать должное сотрудникам наркоконтроля, которые сумели оперативно перестроить работу, внести коррективы в методику и тактику выявления таких преступлений и расследования уголовных дел.

В течение 2014 года реализованы мероприятия по разработке преступной группы, осуществляющей сбыт синтетических наркотиков через интернет-магазины. Определяющее значение для документирования и сбора доказательств имела реализация полномочий прокурора по заключению досудебного соглашения о сотрудничестве с одним из его участников. Выполнение условий соглашения позволило выявить особенности, структуру и способы работы преступного сообщества, действующего с августа 2012 года ещё не менее чем в 34 субъектах Российской Федерации, установить активных участников преступного сообщества в других регионах.

В 2014 году и истекшем периоде 2015 года задержано и привлечено к уголовной ответственности 37 лиц, участвовавших в преступных схемах. Действия 19 обвиняемых, которые осуществляли несколько функций, организовывали распространение крупных партий, осознавали схему преступной деятельности и свою роль в ней, квалифицированы по части второй статьи 210 Уголовного кодекса. В отношении пяти из них дела уже направлены в суд. Активное участие в судебных заседаниях государственных обвинителей завершилось вынесением приговоров, подтвердивших доказанность и квалификацию таких действий.

Целенаправленная работа по пресечению организованной преступности выразилась и в росте объёма изъятых наркотических средств синтетического происхождения: если в 2012 году изъято 9 килограмм, в 2013 и 2014 – по 17, то в минувшем полугодии – 40. Кроме того, более четырёх килограмм изъято на территории Ярославской области, установлены признаки деятельности еще одного преступного сообщества, действующего в трёх субъектах Российской Федерации.

Сегодня результаты проведённой работы позволяют выделить основные направления и задачи, решению которых должны быть подчинена вся наша дальнейшая работа в этой сфере. Мы последовательно и целенаправленно идём к цели, в том числе заручившись поддержкой на федеральном уровне.

***

Несколько улучшилась ситуация с безопасностью дорожного движения. Сократилось на 7,2 % количество дорожно-транспортных происшествий (с 10569 до 9812), на 20,3 % - снизилось число пострадавших (с 892 до 711), на 36,5 % - погибших (с 74 до 47). Количество дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине пьяных водителей, в которых пострадали люди снизилось на 14,8 % (с 81 до 69), также на 20,7 % сократилось число пострадавших в них лиц. 

Без преувеличения скажу, что во многом – это результат последовательного прокурорского надзора. На протяжении ряда лет мы серьёзно занимались вопросами обеспечения безопасности дорожного движения. Совместно с ГИБДД решали проблемы качества подготовки водителей и ликвидации мест концентрации ДТП. Прокуроры активно занимались проблемой создания достаточного количества мест для отбытия административных арестов и реализации принципов неотвратимости и адекватности наказания за совершение преступлений в сфере безопасности дорожного движения. В минувшем полугодии провели проверку соблюдения уголовно-процессуального законодательства, при  разрешении сообщений о дорожно-транспортных происшествиях и расследовании уголовных дел данной категории, в ходе которой выявили многочисленные нарушения в деятельности территориальных органов внутренних дел.

 Так, в нарушение требований уголовно-процессуального законодательства в первом полугодии 2015 года 39 из 76 уголовных дел возбуждено спустя более двух месяцев после совершения ДТП, из них 4 – спустя более полугода.

Сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения нередко длительное время проводятся административные расследования, материалы при наличии явных признаков преступлений, в частности сведений о причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшему, для проведения проверок в порядке статей 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не передаются, что является одной из причин несвоевременного принятия решений о возбуждении уголовных дел. За 6 месяцев 2015 года установлено 12 фактов, когда административное расследование проводилось в срок свыше 2 месяцев, после чего возбуждались уголовные дела.

Например, по факту дорожно-транспортного происшествия в Удорском районе в ходе административного расследования 21 мая 2014 года судебно-медицинской экспертизой установлено причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшему. Несмотря на это, материалы переданы в следственный орган только после внесения требования прокуратурой - 19 июня. И на следующий день возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 264 Уголовного кодекса.

Подобные факты длительного проведения административных расследований в 2015 году в отмечены в городах Ухте, Усинске, Корткеросском,  Княжпогостском районах.

Пунктом 17.1.9 Положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений запрещена передача следователем составленного протокола осмотра места происшествия и других материалов при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно.

В ходе проверки вскрыты факты, когда в нарушение указанных требований  материал проверки, проведенной следователем, в дальнейшем, передавался в территориальный отдел ГИБДД.

В соответствии с частью 3 статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предварительное расследование по уголовным делам данной категории производится следователями органов внутренних дел. В первом полугодии текущего года по 19 преступлениям первоначальный осмотр места ДТП проведен должностными лицами, не имеющими полномочий на расследование таких преступлений, а именно дознавателями и инспекторами территориальных подразделений ГИБДД, из них в 2 случаях, когда происшествие повлекло смерть потерпевшего.

На основании пункта 35.5 приказа Министерства внутренних дел России «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей территориальных органов Министерства внутренних дел  России» в осмотре места происшествия, при необходимости, обеспечивается участие криминалистов и иных специалистов. Однако согласно сведениям экспертно-криминалистического центра республиканского МВД в 2015 году эксперты привлекались к осмотрам места происшествия только в половине случаев – по 42 зарегистрированным преступлениям.

Составление протоколов осмотра неуполномоченными лицами и без привлечения специалистов влияет на качество проведения автотехнических экспертиз и принятие законного процессуального решения.

Согласно части 1 статьи 195, части 1 статьи 199 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в ходе производства по уголовному делу, следователь выносит постановление о назначении судебной экспертизы, в котором указывает в числе прочего вопросы, поставленные перед экспертом, и направляет его со всеми необходимыми материалами, для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Вместе с тем в нарушение перечисленных требований закона в первом полугодии 2015 года из 58 проведенных автотехнических экспертиз в 11 случаях следователем не представлено достаточных материалов для их проведения, а в 6 постановлениях о назначении экспертиз поставлены вопросы, относящиеся к правовому аспекту и выходящие за пределы компетенции эксперта.

Каждое второе уголовное дело анализируемой категории расследуется с нарушением сроков, установленных частью 1 статьи 162 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе по причине несвоевременного назначения судебно-медицинских экспертиз. Из 60 уголовных дел, возбуждённых в 1 полугодии 2015 года по частям 1 и 2 статьи 264 Уголовного кодекса, по 15 судебно-медицинские экспертизы назначены в срок свыше 2 месяцев со дня совершения преступления. Такие нарушения выявлены в городах Сыктывкаре, Ухте, Усинске, Сысольском и Княжпогостском районах.

Допущенные территориальными органами внутренних дел в первом полугодии 2015 года нарушения уголовно-процессуального законодательства при расследовании уголовных дел данной категории, послужили причиной возврата прокурорами 4 уголовных дел для производства дополнительного расследования в порядке статьи 221 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Следует отметить, что прокуроры пресекают не все нарушения,  допускаемые следователями, что в ряде случаев приводит кназначению судом повторных экспертиз, затягиванию судебного процесса и нарушению прав потерпевших на доступ к правосудию в разумный срок.

Особенно важным при обеспечении безопасности дорожного движения является противодействие пьянству за рулем. В 2014 году 1307 водителей повторно подвергались административному наказанию за управление транспортными средствами в состоянии опьянения, а в 1 полугодии 2015 года – 350. С 1 июля 2015 вступили в силу изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, введенные Федеральным законом от 31.12.2014 № 528-ФЗ, устанавливающие уголовную ответственность за такие действия вне зависимости от наступления последствий. Органами внутренних дел уже возбуждено 33 уголовных дела, 6 из которых направлены в суд.

Во втором полугодии органам внутренних дел необходимо в соответствии с требованиями закона и ведомственных актов организовать надлежащее взаимодействие Дежурных частей, подразделений ГИБДД, дознания и других с целью надлежащей фиксации и закрепления доказательственной базы по таким преступлениям, а прокурорам установить действенный надзор за регистрацией и расследованием таких преступлений, а также обеспечить квалифицированное участие в рассмотрении уголовных дел судами и реализацию принципа неотвратимости наказания с учетом наработанной нами судебной практики.

***

Коррупция серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, вызывает недоверие к государственным институтам, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики и правомерно, особенно в условиях неблагоприятных внешнеэкономических и внешнеполитических факторов, рассматривается как одна из угроз безопасности государства.

В первом полугодии 2015 года зарегистрировано 165 преступлений коррупционной направленности, 40 % от которых составляют дача и получение взяток. Средний размер получения взятки составил более 143 тысяч рублей.

 По нашим материалам возбуждено 29 уголовных дел коррупционной направленности.

Результативности прокурорских проверок способствует и налаженный обмен информацией с оперативными подразделениями правоохранительных органов, в первую очередь – Управлением ФСБ России по Республике Коми, информации которого нередко являлись основанием для проверок прокурорами. В свою очередь выявленные нами нарушения способствовали документированию коррупционных деяний в рамках оперативно-розыскной деятельности и установлению дополнительных фактов преступной деятельности коррупционеров в ходе расследования уголовных дел.

Так, по заключению финансового расследования Росфинмониторинга, инициированного прокуратурой республики по итогам проверки, установлены факты хищения депутатом Государственного Совета Республики Коми Саядовым денежных средств ЗАО «Интанефть» в сумме 8,8 миллиона рублей и их последующая легализация.

По возбужденному по материалам прокурорской проверки уголовному делу в отношении бывшего руководителя Комитета лесов Осипова к уголовной ответственности привлечены 7 должностных лиц, в том числе 2 его заместителя. Действия обвиняемых квалифицированы как совершенные в составе организованной группы. Помимо этого, по результатам нашей проверки возбуждено уголовное дело по факту незаконного участия Осипова в предпринимательской деятельности через подконтрольное юридическое лицо, что также позволило установить и способ легализации им преступного дохода.

В настоящее время данное уголовное дело поступило в прокуратуру республики для решения вопроса об утверждении обвинительного заключения и направления в суд.

Текущий год ознаменовался завершением расследования и рассмотрения судом ряда громких уголовных дел, в основу которых положены и материалы прокурорских проверок.

Глава МО ГО «Сыктывкар» Курсаков и бывший руководитель администрации МО ГО «Ухта» Казарцев уже осуждены к реальному лишению свободы сроком на 5 и 6 лет соответственно. Вступил в законную силу приговор в отношении главы СП «Койгородок» Трифонова, осужденного на 7 лет 6 месяцев лишения свободы.

Рассматриваются судами уголовные дела в отношении бывших руководителей муниципальных районов «Княжпогостский» Попова и «Усть-Вымский» Махмудова, ожидает приговора и бывший руководитель администрации МО ГО «Сыктывкар» Зенищев.

Отмечая значительный объем работы прокуроров, начиная от «общенадзорной» проверки, по итогам которой возбуждается уголовное дело, до выступления в прениях в суде, хочу заметить, что работа в сфере противодействия коррупции будет продолжена. В нашем распоряжении есть материалы и сведения, требующие проверки, а при наличии оснований – привлечения виновных ответственности.

Одним из факторов неотвратимости наказания коррупционера является конфискация имущества, которая по приговорам судов в 1 полугодии 2015 года применена в отношении 14 лиц, а также возмещение ими причиненного ущерба.

В 1 полугодии 2015 года прокурорами предъявлено 78 исковых заявлений о возмещении ущерба и  признании сделок недействительными на сумму более 18,7 млн рублей.

Так, по иску прокурора с бывшего руководителя администрации городского округа «Воркута» Пуро и руководителя комитета по управлению имуществом Самойлова взыскан причиненный муниципалитету ущерб в сумме более 4 миллионов рублей.

Прокурором Усть-Вымского района в судебном порядке истребованы из чужого незаконного владения два земельных участка общей площадью 14 гектаров, являющиеся федеральной собственностью.

Всего же по направленным в суд уголовным делам коррупционной направленности ущерб составил более 170 миллионов рублей, сами обвиняемые добровольно погасили около 3 миллионов рублей.

Приведенные статистические данные свидетельствуют о необходимости активизации работы по возмещению причиненного преступлениями ущерба. В текущем году установлены факты несвоевременного предъявления исков в интересах государства и муниципальных образований прокурорами городов Сыктывкара и Усинска, а также Усть-Вымского района.

Требую от прокуроров оперативно рассматривать вопрос о предъявлении исковых заявлений в порядке ч. 3 ст. 44 УПК РФ, добиваясь от органов расследования и оперативных подразделений установления и ареста имущества виновных лиц, за счет которого может быть обеспечено возмещение ущерба.

Одной из особенностей уголовного наказания коррупционеров является возможность назначения штрафа в размере, кратном стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки. Такое наказание в 1 полугодии 2015 года назначено 16 лицам, общая сумма наложенного штрафа составила более 11 миллионов рублей.

При злостном уклонении от уплаты такой штраф может заменяться лишением свободы и в силу части 5 статьи 46 УК РФ назначенное наказание не может быть условным. Столь жесткие требования являются весомым аргументом, побуждающим коррупционеров к уплате штрафа.

***

В первом полугодии мы ставили перед собой задачу разобраться в причинах длительного неисполнения службой судебных приставов уголовного наказания в виде штрафа.

Проверка, проведённая в территориальных органах Управления ФССП республики показала, что на начало 2015 года, по причине бездействия судебных приставов-исполнителей и систематического неисполнения возложенных полномочий из 930 исполнительных производств названной категории 765 находилось за пределами срока для добровольной уплаты штрафа, установленного частью 5 статьи 103 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а по 179 вообще истекли сроки давности обвинительного приговора, установленные частью первой статьи 83 Уголовного кодекса.

Сплошная проверка этих исполнительных производств вскрыла 621 нарушение закона, ставшее причиной длительного неисполнения судебных актов.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» содержит довольно простой механизм исполнения уголовных штрафов: не позднее трёх дней с момента поступления исполнительного листа и копии приговора возбуждается исполнительное производство; в течение суток с момента возбуждения должнику вручается соответствующее постановление. Далее, предоставляется 60 дней для добровольной уплаты штрафа. Затем, если в течение 10 дней после окончания этого срока не поступит документ об оплате, в суд направляется представление для замены наказания более строгим. При этом законодательство не требует от приставов совершения каких либо действий направленных на принудительное исполнение приговора.

Наша проверка показала, что в 250 случаях судебные приставы даже не вручили должникам постановления о возбуждении исполнительных производств. По 251 производству, после вручения постановлений о возбуждении, не пытались установить местонахождение должников, из них по 106 имелись законные основания для объявления должников в розыск,  а по 154 для обращения в суд за заменой наказания, однако приставы эти полномочия не использовали.

Острота и масштабность выявленной проблемы потребовала принятия прокуратурой дополнительных мер. Совместно с Управлением ФССП по Республике Коми подготовлено информационное письмо о состоянии законности в сфере исполнения уголовного наказания в виде штрафа, разработаны Методические рекомендации по участию прокуроров в рассмотрении судами представлений судебных приставов-исполнителей.

Только благодаря принятым нами мерам установлено местонахождение 555 должников. Выполнение судебными приставами первичных действий по исполнительным производствам побудили 309 должников добровольно исполнить обязанность по уплате штрафа. В результате в бюджет перечислено более 6 миллионов рублей. В розыск объявлены 47 должников, местонахождение которых иными способами, установить не удалось. В связи с получением информации об убытии должников в другие субъекты Российской Федерации направлено 24 поручения по совершению отдельных исполнительных действий.

В отношении 108 должников, которым постановления о возбуждении исполнительных производств вручены в ходе настоящей проверки, готовятся представления для замены штрафа иными видами наказания. В суды уже направлены 138 таких представлений. 22 осужденных, не дожидаясь решения суда, уплатили штраф добровольно. В результате последовательной и совместной работы прокуроров и судебных приставов доля удовлетворенных представлений возросла с 24,1% до 50,8%, штраф заменен на более строгое наказание 31 лицу.

Несмотря на принятые меры, на 30 июня 2015 года в территориальных подразделениях УФССП оставалось 45 производств, длительное неисполнение которых обусловлено исключительно бездействием судебных приставов. К примеру, неисполнение 22 приговоров вызвано утратой ОСП по г. Усинску исполнительных документов, в связи с чем в суды направлены заявления о выдаче их дубликатов.

Прокурорам необходимо в кратчайшие сроки завершить эту проверку, и в дальнейшем жестко пресекать бездействие судебных приставов.

***

В сентябре завершает свою работу парламентский корпус пятого созыва. Хочу отметить плодотворное и конструктивное взаимодействие с Государственным Советом за эти 4 года. Депутатами поддержаны 13 законодательных инициатив прокуратуры. Приняты законы в сфере административного, налогового законодательства, противодействия коррупции, реализации права граждан на обращение, в области долевого строительства многоквартирных домов, безопасности дорожного движения, профилактики безнадзорности несовершеннолетних и другие.

За этот период удовлетворено 18 предложений прокуратуры о необходимости совершенствования республиканских законодательных актов. В том числе внесены изменения в Конституцию республики, в законы, регулирующие вопросы жилищных прав граждан, получения бесплатной юридической помощи, в сфере охраны окружающей среды, градостроительной и торговой деятельности.

Свыше 700 законопроектов прошли правовую и антикоррупционную экспертизы, и почти каждый восьмой из них доработан с учетом замечаний прокуратуры.

Выборы депутатов следующего созыва пройдут 13 сентября. Надеюсь на такую же плодотворную совместную работу с избранниками нового созыва в законотворческом процессе. 

А всех прокуроров призываю обеспечить законность при проведении выборов, как и в прежние годы не допустить нарушений прав граждан.

***

Завершая своё выступление отмечу, что в первом полугодии в органах прокуратуры республики проведена значительная работа по реализации вступивших в силу 3 января 2015 года изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», которыми   установлен пятилетний срок полномочий прокуроров городов, районов и приравненных к ним спецпрокуроров. Действие этой нормы распространялось на 11 из 27 прокуроров.

В результате целенаправленной работы их ротация проведена в установленные законом сроки. Тем самым кадровый состав руководителей прокуратур районного звена сменился больше чем на треть, в том числе четыре прокурора назначены на должности впервые. Столь масштабные кадровые перестановки не могли не отразиться на повседневной надзорной деятельности прокуратуры республики. Ряд прокуратур возглавили молодые перспективные прокурорские работники, способные организовать эффективную работу по укреплению законности на поднадзорной территории. Вместе с тем от аппарата прокуратуры республики требуется повседневная практическая и методическая помощь в становлении впервые назначенных руководителей прокуратур.

Уважаемые коллеги.

Формат расширенного заседания коллегии не позволяет мне подробно остановиться на каждом из направлений нашей работы. О состоянии законности в иных сферах во второй части коллегии доложат заместители, которых я попрошу внести конкретные предложения по совершенствованию практики прокурорского надзора.  

 Благодарю за внимание.


 

 

Возврат к списку