Контактная информация Интернет-приемная На главный сайт

Свыше пяти тысяч проектов муниципальных правовых актов прошли правовую и антикоррупционную экспертизу в органах прокуратуры республики за шесть месяцев 2015 года

24.07.2015

В 1 полугодии 2015 года одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры республики оставалось участие в муниципальном нормотворчестве.

На сегодняшний день в 192 муниципальных образованиях прокурорам предоставлено право нормотворческой инициативы, с использованием которого разработано и внесено 155 проектов муниципальных нормативных правовых актов.

Так, прокуратурой Удорского района с учетом изменений, внесенных в Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в новой редакции подготовлено постановление администрации района «Удорский» об утверждении положения о порядке формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества муниципального района, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), который рассмотрен администрацией района и принят.

В целях оказания органам местного самоуправления практической помощи прокурорами подготовлено 26 проектов модельных нормативных правовых актов, по которым на конец отчетного периода принято 116 нормативных правовых актов.

Например, в целях реализации Федерального закона «О противодействии терроризму» и постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» прокуратурой Сысольского района подготовлен проект модельного нормативного правового акта, который направлен в администрации 11 сельских поселений. По результатам рассмотрения проекта приняты постановления об утверждении перечня мест массового пребывания людей в пределах территории муниципального образования.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с изменениями федерального (регионального) законодательства в органы местного самоуправления направлено 383 информации с предложениями о необходимости принятия или приведения в соответствие с законодательством нормативных правовых актов. Из них уже реализовано 185 предложений, остальные находятся на рассмотрении.

К примеру, во исполнение Закона Республики Коми от 08.05.2014 № 55-РЗ (в ред. от 10.11.2014) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований городских округов, поселений в границах муниципальных образований муниципальных районов в Республике Коми государственными полномочиями Республики Коми в области административной ответственности», которым органы местного самоуправления городских округов и поселений наделены полномочиями по созданию административных комиссий, прокурором Койгородского района инициировано принятие в 10 сельских поселениях нормативных правовых актов, предусматривающих создание административных комиссий.

Также прокурорами обращено внимание местных органов власти на необходимость внесения изменений в административные регламенты осуществления муниципального лесного, жилищного, земельного контроля; контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения.

5250 проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления прошли правовую и антикоррупционную экспертизу в органах прокуратуры. В связи с выявленными в них нарушениями подготовлено 398 отрицательных заключений. Следует отметить, что не соответствовали требованиям закона 72 проекта представительных органов местного самоуправления (Советов) и 248 проектов – исполнительных органов (администраций).  

Так, по замечанию прокуратуры Усть-Вымского района предотвращено принятие проекта решения Совета городского поселения «Жешарт», которым предлагалось установить порядок определения размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории поселения, государственная собственность на которые не разграничена. Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации указанный порядок должен устанавливаться органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Прокуратурой г. Сыктывкара при изучении проекта постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием документов для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости по земельным участкам, расположенным на территории муниципального образования» установлено нарушение Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Так, в проекте постановления на граждан возлагалась обязанность по обращению в орган местного самоуправления с заявлением об учете изменений земельного участка, находящего в муниципальной собственности и предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, пользования (бессрочного) пользования или аренды. Однако согласно требованиям данного Федерального закона указанная категория граждан вправе, минуя орган местного самоуправления, самостоятельно обратиться с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета для получения такой государственной услуги. Замечание прокуратуры города учтено в принятом постановлении администрации.

Прокуратурой г. Воркуты изучен проект постановления администрации МО ГО «Воркута» «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием детей в организации дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности». В отрицательном заключении к проекту прокуратурой указано, что в силу Федеральных законов «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и «Об образовании в Российской Федерации» прием детей в образовательные организации не является муниципальной услугой. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских округов отнесены лишь общие вопросы организации предоставления общедоступного и бесплатного образования всех уровней по основным образовательным программам в муниципальных образовательных организациях. Замечание прокуратуры к проекту администрацией отклонено, в последующем незаконный правовой акт отменен по протесту.

Работниками прокуратур городов и районов совместно с органами местного самоуправления проведено свыше 50 занятий в сфере нормотворчества. На них обсуждались выявляемые нарушения в проектах и принятых нормативных правовых актах, результаты их антикоррупционной экспертизы, изменения в федеральном и республиканском законодательстве, требующие совершенствования муниципальных правовых актов. 

Органы прокуратуры республики нацелены и во втором полугодии на активное участие в муниципальном нормотворчестве.

Возврат к списку