Контактная информация Интернет-приемная На главный сайт

Прокуроры городов и районов в 2014 году активно участвовали в муниципальном нормотворчестве

26.02.2015

В минувшем году участие в правотворческой деятельности, расширение форм сотрудничества с региональными и местными органами власти при формировании единого правового пространства Российской Федерации являлись приоритетными направлениями деятельности органов прокуратуры республики.

Прокуратурами городов и районов в органы власти муниципальных образований в республике с использованием предоставленного права нормотворческой инициативы внесено 224 проекта нормативных правовых актов, поводом для подготовки которых послужили изменения в федеральном и республиканском законодательстве.

Например, прокуратурой Прилузского района разработан проект постановления администрации сельского поселения «Лойма» об утверждении перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена в региональном законодательстве. Проект подготовлен в связи с принятием законов республики от 08.05.2014 № 55-РЗ и от 24.06.2014 № 76-РЗ, наделяющих органы местного самоуправления муниципальных образований государственным полномочием республики по определению указанного выше перечня должностных лиц (ч. 2 ст. 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Проект постановления в администрации поселения рассмотрен и принят.

В целях оказания органам местного самоуправления практической помощи работники прокуратур подготовили и внесли 52 проекта модельных нормативных правовых актов, на основе которых принято 380 муниципальных нормативных правовых актов.

К примеру, по проекту модельного правового акта, подготовленному прокуратурой Ижемского района в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в 10 сельских поселениях приняты постановления, регламентирующие порядок утверждения перечня информации о деятельности администраций поселений, подлежащей размещению в сети Интернет.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органы местного самоуправления работниками прокуратур направлено 524 предложения, в которых акцентировано внимание на необходимость принятия либо приведения в соответствие с изменениями федерального (регионального) законодательства конкретных нормативных правовых актов.  

Так, в связи с изменениями, внесенными федеральными законами от 27.05.2014 № 136-ФЗ и 23.06.2014 № 165-ФЗ в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части вопросов местного значения сельских поселений, прокурорами инициировано внесение соответствующих изменений в уставы муниципальных образований.

Органами прокуратуры направлены предложения, касающиеся принятия в муниципалитетах нормативных правовых актов в целях реализации Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». К примеру, по инициативе прокуратуры г. Сосногорска администрацией городского поселения «Нижний Одес» принято постановление «Об утверждении Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд городского поселения».

В прокуратурах продолжена работа по внесению предложений о необходимости принятия нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции, организации и осуществления муниципального земельного, лесного, жилищного контроля.

В связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 416-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу с 30 января 2014 года, всеми прокурорами городов и районов приняты меры по признанию утратившими силу муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы проведения муниципальных лотерей.

В 2014 году в прокуратурах изучено 9469 проектов муниципальных нормативных правовых актов. Нарушения федерального (регионального) законодательства установлены в 115 проектах представительных органов местного самоуправления и в 267 проектах исполнительных органов. В 179 проектах выявлены коррупциогенные факторы.

Например, прокуратура Ижемского района в проекте решения Совета сельского поселения «Краснобор» об утверждении положения «Об оплате труда и гарантиях муниципальных служащих сельского поселения» выявила коррупциогенный фактор, выразившийся в разработке нормативного правового акта за пределами компетенции. Так, проект предусматривал возможность принятия решения об изменении размера надбавки за классный чин муниципальных служащих руководителем органа местного самоуправления, тогда как в соответствии с Уставом муниципального образования данный вопрос относится к компетенции представительного органа местного самоуправления, то есть Совета сельского поселения «Краснобор». Проект решения по замечанию прокуратуры района доработан, коррупциогенный фактор исключен.

Прокуратура города Сыктывкара при изучении проекта постановления администрации городского округа «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда МО ГО «Сыктывкар» выявила нарушение требований части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. В частности, в проекте перечень лиц, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, был сокращен по сравнению с положениями федеральной нормы. По замечанию прокуратуры города нарушение устранено в принятом постановлении администрации городского округа.

Проект постановления администрации городского округа «Ухта» об определении органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, в нарушение статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривал возможность проведения органом контроля камеральной проверки (вместо плановых и внеплановых проверок). По замечаниям прокуратуры г. Ухты проект постановления приведен в соответствие с федеральным законом.

В числе основных причин, допускаемых в проектах муниципальных нормативных правовых актов нарушений, следует отметить неправильное применение норм законодательства, несвоевременное изучение и учет вносимых изменений в федеральные и региональные правовые акты, а также отсутствие на местах квалифицированных специалистов. В этой связи работниками прокуратур городов и районов совместно с муниципальными служащими проведено более 100 занятий (рабочих совещаний) в сфере нормотворчества, результаты которых в целом положительно повлияли на качество разрабатываемых муниципальных правовых актов.

 

Возврат к списку