Контактная информация Интернет-приемная На главный сайт

В прокуратуре на заседании расширенной коллегии обсудили итоги работы за 2014 год

В прокуратуре на заседании расширенной коллегии обсудили итоги работы за 2014 год 29.01.2015

Сегодня в прокуратуре Республики Коми состоялось расширенное заседание коллегии прокуратуры Республики Коми, на котором подведены итоги работы органов прокуратуры республики по укреплению законности и правопорядка за 2014 год и определены задачи по повышению эффективности прокурорского надзора и обеспечению законности в на ближайший период.

В работе коллегии приняли участие начальник Управления генеральной прокуратуры Российской Федерации ф Северо-Западном федеральном округе Нелли Солнышкина, первый заместитель Председателя Государственного Совета Республики Коми Валерий Марков, Председатель Правительства Республики Коми Владимир Тукмаков, и.о. Главного федерального инспектора по Республике Коми аппарата полномочного представителя президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Степан Бобрецов, заместитель председателя Верховного суда Республики Коми Валерий Кунторовский, Уполномоченный по правам человека в Республике коми Надежда Быковская, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Коми Игорь Бобков, Уполномоченный при Главе Республики Коми по правам ребенка Нелли Струтинская, председатель Общественной палаты Республики Коми Галина Киселева, руководители правоохранительных органов республики, заместители прокурора республики, старшие помощники прокурора республики, руководители структурных подразделений центрального аппарата прокуратуры республики, прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур.

С основным докладом выступил прокурор Республики Коми Сергей Бажутов.

В первой части заседания также выступил Председатель Правительства Республики Коми Владимир Тукмаков, первый заместитель Председателя Государственного Совета Республики Коми Валерий Марков и Уполномоченный при Главе Республики Коми по правам ребенка Нелли Струтинская.

Предлагаем Вашему вниманию полный текст выступления прокурора Республики Коми С.А. Бажутова.

Уважаемая Нелли Евгеньевна, Владимир Алексеевич,

Валерий Петрович, приглашённые, коллеги.

Традиционно подведение итогов нашей работы я использую как  возможность оценить насколько правильно были выделены надзорные приоритеты, что нам удалось сделать для решения существующих проблем, и  обратить внимание прокуроров и всех присутствующих на наиболее актуальные вопросы, требующие принятия совместных усилий прокуратуры, правоохранительных органов, органов власти и общественности.

Надзор за точным и единообразным исполнением законов, законностью правовых актов – основная функция прокуратуры, которая реализуется в том числе посредством участия в региональном и муниципальном правотворчестве. Это направление среди других функций прокуратуры не так заметно как, например, надзор за следствием, дознанием или поддержание государственного обвинения. Однако в связи с интенсивным обновлением законодательства участие в правотворчестве приобретает все большую актуальность. Наиболее оптимальной является  корректировка правовых актов именно на проектной стадии, то есть до возникновения правоотношений, складывающихся на их основе. Подчеркну, что в этом вопросе в республике с органами власти регионального и местного уровней достигнуто конструктивное взаимопонимание и взаимодействие.

Более 800 проектов республиканских нормативных правовых актов и свыше 9 400 муниципальных прошли правовую экспертизу в органах прокуратуры. Нарушения законодательства устранены почти в 500 проектах, в 150 пресечены коррупциогенные факторы.

Депутатами регионального парламента одобрены законопроекты прокуратуры в сфере противодействия коррупции, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты прав граждан на обращение. Поддержано предложение о приведении отдельных норм Конституции республики в соответствие с внесенными поправками в Конституцию Российской Федерации.

По инициативе прокуроров городов и районов по разработанным ими проектам принято свыше 1100 муниципальных нормативных правовых актов.

Полагаю, что и в наступившем году наши совместные усилия будут способствовать формированию единого правового пространства России.

 *****

Охрана прав детей-сирот оставалась одним из приоритетных направлений нашей работы. Проведенные проверки  вскрыли немало проблем, в том числе в деятельности органов опеки и попечительства, в чьи функции входит защита их законных интересов,  имущественных и жилищных прав.

Ребенок, оказавшийся без родительского попечения, нуждается в особом внимании со стороны общества и государства. Однако из трёх с половиной тысяч детей-сирот, имеющих право на получение алиментов, реально их получает лишь каждый третий. При этом органы опеки и попечительства в нарушение статьи 24 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» не обеспечили контроль за поступлением алиментов на счета детей-сирот, что привело к окончанию судебными приставами исполнительных производств по заявлениям опекунов при сохранении задолженности. На сегодняшний день нами завершена проверка всех оконченных с 2006 года таких исполнительных производств; 84 из них возобновлено; на счета 32 детей уже начали поступать денежные средства.

Возложение органами опеки и попечительства в нарушение статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации функций попечителя на организации профессионального образования в отношении детей-сирот, завершивших пребывание в детских домах,  привело к бесконтрольному снятию ими со счетов денежных средств. В целях защиты прав сирот в судебные органы направлено 25 исковых заявлений о передаче их личных дел в органы опеки  и попечительства. Все иски рассмотрены и удовлетворены.

Имеются нарушения и в сфере образования. Так,  вопреки требованиям статьи 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», вступившей в силу 1 сентября 2013 года, организации профессионального образования  без  согласования с органами опеки и попечительства отчисляли детей-сирот за нарушение устава и неуспеваемость. Только после вмешательства прокуратуры посредством обращения в суд и вынесения в сентябре 2014 года Верховным судом республики решения, признавшего незаконным отчисление сироты, удалось пресечь эту практику.

С учетом ежегодного увеличения числа детей-сирот, ожидающих предоставления жилья, а по состоянию на  1 января 2015 года таких детей 1020, в республике увеличены бюджетные ассигнования на приобретение жилья с 64 миллионов в 2010 году до 239 в 2014.

Проведенные прокурорами проверки показали, что органами местного самоуправления затягиваются конкурсные процедуры для приобретения жилья в соответствии с требованиями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Так, администрацией Печорского района, на территории которого проживает 113 детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилья, контракты на участие в долевом строительстве  заключены лишь 25 декабря 2014 года, что повлекло возврат в  региональный бюджет 17 миллионов 900 тысяч рублей или 49,5% от общей суммы выделенной субвенции.

Непринятие органами местного самоуправления своевременных и эффективных мер по использованию бюджетных средств  привело к возврату в минувшему году  в региональный бюджет  более 48 миллионов рублей или 21% от общей суммы субвенций, в 2013 году возвращено 19%. Наиболее сложное  положение по освоению бюджетных средств сложилось также на территории Усть-Куломского, Троицко-Печорского и Койгородского районов.

Исходя из необходимости реального восстановления нарушенных прав детей прокурорам следует держать под жёстким контролем устранение нарушений, выявленных в деятельности органов опеки и попечительств. По возвращении с коллегии в названных районах принять необходимые меры реагирования по фактам нарушений         законодательства о контрактной системе в сфере закупок и неэффективного использования бюджетных средств, при наличии оснований поставить вопрос о привлечении руководителей администраций муниципальных районов и городских округов к ответственности перед представительным органом местного самоуправления. Отделу по делам несовершеннолетних и молодежи  взять эту работу на контроль.

*****

Кризисные явления в экономике ставят перед государством новые задачи, главными из которых являются поддержание финансовой стабильности и сбалансированности бюджетной системы, сохранение реального сектора экономики, защита прав субъектов предпринимательской деятельности, в том числе от излишних административных барьеров, недопущение снижения уровня жизни населения и неукоснительное соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

В целях защиты прав субъектов предпринимательства органами прокуратуры при формировании ежегодного сводного плана проведения плановых проверок на 2014 год исключено более тысячи проверок, а на 2015 год – 1510. Прокуроры эффективно реализовывали свою функцию и по согласованию внеплановых проверок бизнеса. Так, с 27 до 34% возросло количество решений об отказе в согласовании таких проверок. Всего прокурорами пресечено 1380 нарушений закона, внесено 148 представлений, принесено 268 протестов, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 136 лиц.

Основная часть нарушений допущена в деятельности контролирующих органов при осуществлении контрольно-надзорных и реализации разрешительных полномочий. Только в сфере строительства прокурорами выявлено 340 нарушений, связанных с затягиванием сроков выдачи разрешений,  незаконным отказом в их продлении, созданием  препятствий при предоставлении технических условий подключения к инженерным сетям.

Вместе с тем, количество проведённых проверок, не подлежащих по закону согласованию с органами прокуратуры, возросло на 10 %. Прокурорам необходимо принципиально оценивать поводы и основания к проведению таких мероприятий по контролю, исключая осуществление под их видом проверок, требующих согласования с органами прокуратуры. Кроме того следует детально проверить реализацию программ развития малого и среднего предпринимательства, доступности государственной и муниципальной поддержки.

*****

В условиях сложившейся экономической ситуации вопрос наполняемости бюджета остается одним из актуальных.

Официальная статистика свидетельствует о том, что на протяжении последних двух лет налоговая задолженность в бюджеты сохраняется примерно на одном уровне и составляет по итогам минувшего года 6 миллиардов 299 миллионов рублей. Вместе с тем количество принятых налоговыми органами решений по принудительному взысканию задолженности за счет денежных средств и имущества налогоплательщиков в порядке статей 46 и 47 Налогового кодекса сократилось в 2014 году на 2128. Прокурорами санкционировано только 24 постановления налоговых органов о наложении ареста на имущество организации-налогоплательщика в порядке статьи 77 Налогового кодекса. В некоторых инспекциях эта обеспечительная мера не применяется вовсе.

Например, при увеличении задолженности в Межрайонных инспекциях № 2 и № 4 на 18 и 16 миллионов рублей соответственно, арест имущества не применялся. В Межрайонной ИФНС № 3 принято только 2 решения об аресте при росте задолженности на 157 миллионов.

Подобные факты не должны остаться без внимания прокуроров в ходе предстоящей плановой проверки. Необходимо акцентировать усилия на обеспечении законности по исполнению налогового законодательства, в том числе в части реализуемых полномочий налоговыми органами.  

***

Определенные рычаги по наполнению бюджета имеют и органы прокуратуры. В первую очередь это исковая работа, результатом которой  стало удовлетворение судами исков прокуроров в пользу бюджета в 2013 году на сумму более 83 миллионов рублей, в 2014 – более 293 миллионов.

Есть и другие механизмы. Так в целях сохранения бюджетных средств нами осуществлён комплекс мер по пресечению необоснованных требований к бюджету муниципального образования городской округ «Воркута» за содержание пустующего жилья, когда управляющие компании обращались с исками в арбитражный суд о возмещении затрат на содержание квартир, предоставляя ложные сведения о их принадлежности муниципалитету либо об отсутствии жильцов.

Сплошная проверка всех арбитражных дел данной категории и последующее возбуждение 12 уголовных дел способствовали резкому снижению объемов таких требований. Если в 2010-2013 годах судами удовлетворены требования к бюджету муниципального образования на сумму свыше 450 миллионов рублей, то в 2014 году – лишь на 3 миллиона 600 тысяч.

Вынесение обвинительных приговоров позволит пересмотреть состоявшиеся судебные решения и потребовать возврата незаконно полученных средств в бюджет, а также предотвратить взыскание по решениям суда, вступившим в законную силу, но не предъявленным к исполнению.

Ещё одним способом пополнения бюджета является возмещение ущерба в ходе уголовного судопроизводства. Так, бывший руководитель администрации  муниципального образования городской округ «Ухта» после предъявления ему обвинения за совершение должностного преступления до направления дела в суд возместил в муниципальный бюджет 731тысячу 630 рублей за незаконно полученный земельный участок.

Прокурорам следует активизировать надзорные мероприятия по исполнению  государственными и муниципальными заказчиками обязанности установленной статьей 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» о взыскании неустоек с недобросовестных поставщиков. Эта работа уже доказала свою эффективность. Так, после внесения представления прокурора администрация муниципального района Сыктывдинский обратилась в Арбитражный суд и взыскала с ООО «БизнесКапитал» неустойку в размере 9 миллионов рублей за нарушение сроков исполнения муниципального контракта на строительства детского сада в селе ПАлевицы.

Всего по таким основаниям внесено 45 представлений. В первом полугодии необходимо продолжить эту работу и проверить каждый контракт с нарушенным сроком исполнения. 

*****

Государством уделяется повышенное внимание решению проблемы расселения аварийного жилья. Задача по его ликвидации поставлена Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. Однако на недавнем всероссийском селекторном совещании Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства отмечено, что при достижении плановых показателей переселения граждан из аварийного жилья в целом по России, худшие результаты показали Республики Тыва и Коми. В рамках реализации требований Федерального закона № 185  на территории 17 муниципальных образований республики до конца 2014 года планировалось переселить 3645 человек из 318 домов, однако фактически переселены лишь 449 из 34 домов.

Основными причинами срыва  реализации программ и нарушения прав граждан явились длительные сроки заключения контрактов, низкое качество проектной документации, неисполнение договорных обязательств подрядчиками.

При этом если несвоевременное заключение контрактов на строительство нового жилья объясняется исключительно нерасторопностью муниципалитетов, то низкое качество проектной документации и последующее затягивание сроков возведения объектов в связи с необходимостью её корректировки, напрямую связано с неисполнением заказчиками предусмотренной статьёй 49 Градостроительного кодекса обязанности по проведению государственной экспертизы проектов. А нарушение требований о государственном строительном надзоре сказывается не только на сроках, но и на качестве строительства.

По результатам проверок прокурорами выявлено 141 нарушение закона при расселении аварийного жилья, внесено 22 представления, 18 лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности, в суды предъявлено 24 иска. 

С учётом актуальности вопроса необходимо обеспечить надзор за соблюдением требований закона к проведению государственной экспертизы и строительного надзора на указанных объектах; законностью и своевременностью заключения и исполнения контрактов; фактическим предоставлением жилых помещений, расселением и сносом аварийного жилья.

*****

Пристальное внимание прокуроров в 2014 году уделялось вопросам соблюдения миграционного законодательства.

Выявлены нарушения при реализации Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми и Министерством внутренних дел республики полномочий, предоставленных ст. 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» по инициированию решения вопросов о нежелательности пребывания и проживания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления и административные правонарушения.

По состоянию на 1 января 2014 года в исправительных учреждениях республики содержалось 520 осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства. Из них освободились в течение года 163. Однако предусмотренные законом меры по выдворению из России приняты лишь в отношении 49 лиц. Остальные 114 по разным причинам остались в стране, нередко вновь допуская правонарушения и преступления. Так, в  отношении 24 лиц нарушены сроки направления материалов в Федеральную службу исполнения наказаний за 6 месяцев до освобождения; а в отношении 5 не направлены вовсе. По данным фактам внесено представление начальнику УФСИН по Республике Коми.

85 лиц не выдворены по причине непоступления распоряжений о нежелательности пребывания из ФСИН России. Необходимая информация направлена для принятия мер в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

Работу в этом направлении необходимо продолжить. Поручаю отделу по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний взять её на контроль и доложить о результатах по итогам 1 полугодия.

Хуже обстоят дела в Министерстве внутренних дел республики, которым несмотря на рост преступлений и правонарушений, совершенных иностранными гражданами, ни одного ходатайства о признании нежелательным их дальнейшего пребывания в Российской Федерации за последние два года  в МВД России не направлено.

После внесения представления Министру внутренних дел по Республике Коми и рассмотрения данного вопроса 27 октября на Координационном совещании по борьбе с преступностью впервые с 2012 года подготовлены и направлены в МВД России 3 таких ходатайства  в отношении граждан Украины, Азербайджана и Армении, неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок. По информации МВД республики все ходатайства удовлетворены.

В текущем полугодии нам предстоит детально разобраться с деятельностью республиканского Центра временного содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению или депортации за пределы Российской Федерации. По состоянию на 31 декабря 2014 года в Центре содержалось 27 таких лиц, при этом двое содержатся уже более года, а трое – свыше 6 месяцев. Должностными лицами Управления Федеральной миграционной службы не принималось надлежащих мер по получению из консульских учреждений свидетельств о возвращении на родину указанных лиц.

В минувшем году доведена до логического завершения работа по пресечению фактов фиктивной регистрации иностранных граждан в так называемых «резиновых квартирах». Наработанная прокурорско-следственная и судебная практика позволила выявить 78 преступлений данной категории. Причем в эту работу активно включился весь правоохранительный блок: 15 преступлений выявлено органами прокуратуры, 36 – сотрудниками ФМС, 25 – полиции, 2 – ФСБ. Результатом стало фактическое прекращение существования рынка фиктивной регистрации.

*****

На протяжении ряда лет мы уделяем повышенное внимание надзорным мероприятиям в сфере безопасности дорожного движения.

В 2014 году ситуация оставалась сложной – зарегистрировано 1424 дорожно-транспортных происшествия, из них 200 произошло по вине водителей, находившихся в нетрезвом состоянии. При снижении ДТП, повлекших причинение тяжкого вреда здоровью или смерть, количество погибших в них хоть и незначительно, но всё же возросло со 132 в 2013 году до 141 в 2014, из них 32 погибли по вине пьяных водителей.

Мы по-прежнему считаем, что аварийность обусловлена комплексом причин, и повлиять на ее изменение одним конкретным способом невозможно. Поэтому мы последовательно реализуем необходимые надзорные мероприятия, и уже сумели добиться определённых положительных результатов.

Год назад на расширенном заседании коллегии прокуратуры Республики Коми перед государственными обвинителями поставлена задача добиваться неотвратимости и адекватности назначаемого уголовного наказания за преступления, связанные с нарушениями правил дорожного движения, которые всегда влекут тяжкие последствия. Информация о результатах проведенного нами анализа и проблемных вопросах рассмотрения этой категории уголовных дел направлялась в Верховный суд Республики Коми.  Благодаря принятым мерам в 2014 году все лица, совершившие в состоянии  опьянения ДТП со смертельным исходом осуждены к реальному лишению свободы. По апелляционным представлениям изменены приговоры в отношении 8 осужденных, в том числе в отношении двух Верховным судом республики условное наказание заменено на реальное лишение свободы. В целом доля лиц, совершивших данные преступления в состоянии алкогольного опьянения и осужденных к реальному лишению свободы, увеличилась на 30 % по сравнению с 2013 годом, а количество прекращенных в суде дел в связи с примирением сторон снизилось с 8 до одного.

Президентом России 31 декабря 2014 года подписан федеральный закон, который усиливает уголовную ответственность за такие деяния. Поэтому сейчас можно смело говорить о том, что мы очень своевременно и абсолютно правильно обратили внимание на эту проблему, и сумели добиться исправления ситуации в рамках существующего уголовного законодательства.

*****

В наступившем году мы намерены заняться вопросами качества расследования уголовных дел  о нарушениях правил дорожного движения, где проблем более, чем достаточно. 

Должностные лица органов внутренних дел, получив сообщения о ДТП с пострадавшими, зачастую не исполняют требования пункта 7.1 Положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений, утвержденного приказом МВД России от 26 марта 2008 года № 280, по организации выезда следственно-оперативной группы.

Каждый третий осмотр места происшествия по уголовным делам о ДТП в истекшем году производился без участия эксперта-криминалиста, в 46 случаях - должностными лицами, не имеющими полномочий по расследованию таких дел. Из них в 6 - при наличии погибших. Так,  в Сысольском районе, обладая достоверной информацией о том, что в результате ДТП погиб человек, и  поступившее сообщение о происшествии является фактически сообщением о преступлении, на место происшествия выехал и производил осмотр не следователь, а  инспектор ГИБДД, не являющийся участником уголовного судопроизводства.

По этой причине не во всех случаях производится тщательная фиксация в протоколах и фототаблицах объектов и следов, характеризующих транспортное средство, место столкновения, дислокацию дорожных знаков и состояние дорожного полотна. В результате, процессуальные документы являются неинформативными, что не позволяет экспертам-автотехникам составить достоверное заключение, а следователям принять законное процессуальное решение.

К примеру, в Сыктывкаре основанием для принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела по факту наезда на пешехода со смертельным исходом стал вывод эксперта об отсутствии технической возможности предотвратить столкновение, сделанный лишь на пояснениях водителя. Никаких мер к проверке его показаний о движении с допустимой скоростью следователем не принималось. Уже в текущем году прокурорами отменено 5 незаконных процессуальных решений по фактам происшествий со схожими обстоятельствами.

В прошедшем году 21 уголовное дело из 152 по фактам ДТП возбуждено спустя более полугода после регистрации сообщения, а 3 –  спустя более года. Три дела возбуждено только после вмешательства прокуроров.

Вследствие волокиты и низкого качества, более половины дел расследованы с нарушенным сроком. По каждому четвертому делу, связанному с причинением потерпевшему тяжкого вреда здоровью, судебно-медицинская экспертиза назначена по истечении месяца и более после начала предварительного следствия.

Из 93 автотехнических экспертиз в 15 случаях не имелось достаточных материалов для их проведения, а в 34 постановлениях ставились вопросы, относящиеся к правовому аспекту и выходящие за пределы компетенции эксперта.

В результате этих нарушений каждое шестое дело в 2014 году возвращено прокурорами для производства дополнительного расследования. В том числе 4 в связи с необходимостью производства повторного осмотра места происшествия, а 3 – для проведения дополнительной экспертизы.

По статистике на Сыктывкар и Ухту приходится почти половина пострадавших, и свыше четверти погибших в ДТП в республике. Однако даже в этих крупных городах не имеется штатных подразделений, занимающихся расследованием такой категории дел. Руководители органов внутренних дел не создавали и специализированных следственно-оперативных групп по расследованию этих преступлений, хотя соответствующие права предоставлены пунктом 7.2 вышеназванного Положения МВД России. Создание таких подразделений и групп, на наш взгляд, могло бы способствовать исправлению ситуации.

*****

В рамках надзора за соблюдением федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения в 2014 году нами выявлено 1349 нарушений, что на треть больше, чем в предыдущем. Это как раз факты неисполнения законов, которые могли бы оказать профилактическое действие на состояние аварийности.

В 2012 году на совместной коллегии прокуратуры и МВД республики мы ставили ряд задач по обеспечению безопасности дорожного движения. С тех пор проделана большая работа. Расширена сеть средств автоматической фиксации административных правонарушений, более чем на 20 процентов увеличилось количество выявленных правонарушений, взыскиваемость налагаемых штрафов превысила 74% и является одной из самых высоких среди всех органов административной юрисдикции. После нашего вмешательства МВД республики удалось решить системную проблему неотбытия административных арестов, назначенных судами за грубые нарушения правил дорожного движения. 112 нарушителей в Сыктывкаре и 102 в Койгородском районе отбыли административные аресты, что, безусловно, повлияло как на общее снижение аварийности, так и на снижение с 210 до 200 количества ДТП, совершенных в состоянии опьянения.

Однако проведенная нами в декабре минувшего года плановая проверка выявила ряд проблем, требующих оперативного решения.

Не принимается достаточных мер по поддержанию в работоспособном состоянии сети средств автоматической фиксации правонарушений. Так, по причине ненадлежащего обслуживания в городе Сыктывкаре более полугода не эксплуатируются 3 стационарных измерителя скорости.

Отсутствие в подразделениях ГИБДД актуализированных баз данных о собственниках транспортных средств явилось причиной освобождения от наказания за совершение правонарушений, зафиксированных в автоматическом режиме, отдельных юридических лиц, а также владельцев транспортных средств, зарегистрированных в других регионах. При этом согласно пункту 21 Положения о Центре автоматической фиксации административных правонарушений ГИБДД МВД по Республике Коми идентификация владельца транспортного средства, допустившего нарушение правил дорожного движения, является обязанностью сотрудников Центра.

Установлены факты незаконного освобождения от административной ответственности лиц, не исполнивших обязанность по уплате административных штрафов. К ответственности по статье 20.25 Кодекса об административных правонарушениях привлечён лишь каждый четвертый правонарушитель, а более чем в пятидесяти тысячах случаев виновные не понесли наказание.

Вновь выявлено 15 фактов неотбытия наказания в виде административных арестов за нарушения правил дорожного движения в городе Сосногорске и Корткеросском районе.

Прокурорам городов и районов необходимо более оперативно реагировать на возникающие проблемы правоприменения в данной сфере, пресекать факты неисполнения требований закона о безопасности дорожного движения.

*****

В прошедшем году следователями и дознавателями всех правоохранительных органов окончено расследование 12518 преступлений, по которым  прокуроры утвердили обвинительные заключения и направили в суд 9396 уголовных дел. Последовательная, целенаправленная и скоординированная работа правоохранительных органов способствовала пресечению деятельности на территории республики нескольких преступных организаций.

Вынесен обвинительный приговор в отношении преступной организации «Логиновская», действовавшей в Сыктывкаре. Из 21 члена группы четырём назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы. В прокуратуре республики утверждено обвинительное заключение и направлено для рассмотрения по существу в Верховный суд уголовное дело в отношении организатора и 19 участников преступной организации «Ифы-Козлова», действовавшей в г. Воркуте на протяжении двух десятков лет. В течение года уже осуждены 5 ее активных участников, с которыми были заключены досудебные соглашения о сотрудничестве. Еще 4 преступника находятся в международном розыске. В октябре минувшего года возбуждено уголовное дело по факту организации межрегионального преступного сообщества, занимающегося поставкой и сбытом наркотиков с использованием сети Интернет. Уже в начале текущего года в суд для рассмотрения по существу направлено уголовное дело в отношении двух участников этой межрегиональной преступной сети.

Определенные достижения имеются. Однако из поля нашего зрения выпал другой аспект. В Уголовном кодексе России содержится 112 статей, в которых одним из квалифицирующих признаков является «совершение преступления в составе организованной преступной группы». Однако в структуре преступности республики доля всех уголовно-наказуемых деяний, совершенных в организованных формах составила лишь одну десятую процента или 24 преступления, в то время как в целом по России в последние годы этот показатель составляет 0,8%. В прошедшем году прокурорами утверждены обвинительные заключения и направлены в суд всего 13 уголовных дел этой категории. Министерством внутренних дел по республике, имеющим наибольший следственный аппарат, расследовано только 4 дела.

Средствами прокурорского надзора необходимо обеспечить вменение всех квалифицирующих признаков преступных деяний обвиняемых по уголовным делам указанной категории, исключить факты занижения квалификации действий участников организованных преступных групп. Для обеспечения эффективного оперативного сопровождения уголовных дел в полной мере использовать полномочия по надзору за исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности.

*****

Меры по реализации решений координационных совещаний, совместных организационно-распорядительных документов правоохранительных органов региона, направленных на обеспечение требований закона о соблюдении прав граждан на доступ к правосудию позволили улучшить состояние законности при разрешении сообщений о преступлениях.

В органах внутренних дел заработали механизмы ведомственного контроля, сотрудники полиции стали более ответственно подходить к уголовно-правовой регистрации. Следствием этого стало повышение качества процессуальных проверок и снижение за последние три года на четверть  с 27 до 20 тысяч отмененных прокурорами незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела. Прокуроры поставили на учет 2062 преступления. Это 9,5% от всех зарегистрированных, тогда как в 2013 году их доля составляла 12%, а в 2012 свыше 15% в общей преступности. 

В результате за прошлый год на территории республики зарегистрировано 20730 преступлений, что на 5,2% больше чем в прошлом году. Однако при снижении общего количества выявляемых прокурорами нарушений учетно-регистрационной дисциплины следственными подразделениями регионального управления Следственного Комитета возбуждено 6 уголовных дел в отношении сотрудников органов внутренних дел, по фактам  воспрепятствования доступа к правосудию потерпевшим. Это наибольшее количество таких уголовных дел, возбужденных в республике за последние годы. Надеюсь, что неотвратимость ответственности за эти преступления и принципиальная позиция руководителей органов внутренних дел станет хорошим средством профилактики такого рода нарушений.

*****

С 1 января 2013 года суды и прокуроры начали работать в новых условиях отправления правосудия в связи с вступлением в силу положений уголовно-процессуального закона, которыми внесены кардинальные изменения в процедуру пересмотра судебных решений по уголовным делам в апелляционной и кассационной инстанции. Из года в год нами направляется в суды свыше 9 тысяч уголовных дел, судами республики в 2014 году рассмотрено 9 226 дел. В дальнейшем 1 434 уголовных дела стали предметом рассмотрения судов второй инстанции. В условиях высокой нагрузки и усложненных апелляционных процедур судами проделана объемная и квалифицированная работа, свой вклад в которую внесли и государственные обвинители.

Исполняя требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроры стали более ответственно подходить к оспариванию судебных актов. Количество отозванных в 2014 году представлений сократилось с 26 до 19. Доля удовлетворенных судами апелляционных представлений составила 86,9%. В прошедшем году в апелляции изменена квалификация на более тяжкое преступление и ужесточено наказание в отношении 69 лиц. Все эти решения приняты по апелляционным представлениям прокуроров. Так, в октябре 2014 года Верховным судом республики изменен приговор Воркутинского городского судав отношении Лапшова, осужденного за сбыт наркотиков. Наказание усилено с 3 лет лишения свободы до 8 лет 3 месяцев.

В то же время прокурор, как представитель ведомства, для которого правоохранительная функция является доминирующей, всегда должен отстаивать интересы законности. Поэтому, если судом первой инстанции допущено нарушение, требующее улучшения положения осужденного, прокурор также обязан принять меры реагирования. В 2014 году по апелляционным представлениям государственных обвинителей судами улучшено положение 103 осужденных.

Отраслевому управлению совместно с прокурорами городов и районов необходимо продолжить работу по повышению качества участия в судебных стадиях уголовного процесса, обеспечению мониторинга возникающих проблем.

***

Вопросы неотвратимости наказания тесно связаны не только с назначением соразмерного содеянному и справедливого наказания, но и его исполнением. Процедура исполнения судебных постановлений по уголовным делам представляет собой последнюю, завершающую стадию судопроизводства.

В связи с либерализацией уголовной политики России наметилась тенденция к более широкому применению судами альтернативных видов уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы. Одним из таких наказаний является штраф. Согласно статистическим сведениям Судебного департамента в 2014 году судами республики назначено основное наказание в виде штрафа в отношении 1029 лиц, что составляет 13,7 % от общего числа осужденных.

Несмотря на проявление судами гуманности, случаи неуплаты штрафа распространены. Подобное поведение осужденных противоречит требованиям статьи 392 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой вступивший в законную силу приговор подлежит неукоснительному исполнению. В уголовном законе установлена ответственность за злостное уклонение от отбывания этого вида наказания в форме замены на более строгий вид наказания или лишение свободы.

Однако в деятельности судебных приставов-исполнителей имеются существенные нарушения требований Федерального закона «Об исполнительном производстве» и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Так, в 1 полугодии 2014 года из 116 рассмотренных судами представлений судебных приставов-исполнителей о замене штрафа другим видом наказания 88 или 75,9% отклонены.

В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой республики в адрес руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми внесено представление, прокурорам и старшим судебным приставам городов и районов оказана необходимая методическая помощь и поддержка, в том числе направлено совместное информационное письмо. В результате ситуация в короткий срок изменилась, качество и обоснованность внесенных судебными приставами представлений улучшились, их удовлетворяемость повысилась с 24,1 % за 1 полугодие до 52,7% по итогам года. Показательным является случай замены 4 августа Усинским городским судом штрафа в размере 21 миллиона рублей, назначенного Бояркину за получение взятки, на реальное лишение свободы сроком на 7 лет 6 месяцев.

Для некоторых должников внесение судебными приставами-исполнителями представлений в суд послужило импульсом к исполнению приговора. Под страхом замены штрафа более строгим наказанием в 2014 году 57 осужденных добровольно уплатили штраф до рассмотрения представлений судами.

В соответствии с частью 1 статьи 31 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденный к штрафу обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу. Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 3 декабря 2013 года № 33 разъяснено, что при решении вопроса о замене штрафа на другой вид уголовного наказания установление других условий, кроме неуплаты штрафа в срок, не требуется. Сам по себе факт отсутствия у осужденного денежных средств не может признаваться уважительной причиной для неуплаты штрафа.

В настоящее время остаток неисполненных исполнительных производств по принудительному взысканию уголовных штрафов составляет 1 489 на общую сумму 187 миллионов 430 тысяч рублей. Из них в отношении 930 лиц штраф в размере 140 миллионов 527 тысяч назначен в качестве основного наказания и может быть заменен на более строгое.

Вместе с тем, в 2014 году судебными приставами-исполнителями в суды внесено лишь 201 представление о замене штрафа, из которых в удовлетворении 24 отказано в связи с истечением срока давности исполнения обвинительного приговора. В настоящее время на рассмотрении судов находится 22 представления о замене штрафа, по которым прокурорам необходимо обеспечить квалифицированное участие.

Полагаю, что Управлению Федеральной службы судебных приставов республики необходимо незамедлительно приступить к проверке остальных исполнительных производств, в первую очередь по делам прошлых лет, по которым возможно истечение срока давности исполнения обвинительного приговора и нарушение принципа неотвратимости наказания. Следует установить причины неуплаты штрафов, провести с каждым осуждённым разъяснительную работу на предмет последствий при неисполнении данного вида наказания и при наличии оснований принять меры по замене штрафа более строгим наказанием либо по его принудительному взысканию. Необходимо полностью исключить случаи, когда лица, которым судами назначены минимальные штрафы, уходят от ответственности и остаются безнаказанными.

Поручаю прокурорам обеспечить жёсткий и последовательный надзор за исполнением территориальными подразделениями ФССП указанных функций, провести разъяснительную работу в средствах массовой информации. Управлению по надзору за исполнением федерального законодательства и отделу по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний взять эту работу на контроль. По результатам первого полугодия подвести промежуточные итоги и скорректировать дальнейшие надзорные мероприятия.

Здесь не может быть компромиссов. Каждый виновный должен понести заслуженное наказание. Обеспечить его своевременное исполнение – наша задача, решение которой безусловно усилит авторитет судебной системы и государства в целом.

*****

Проблема противодействия коррупции в силу тяжелейших последствий, которые она за собой несет, и ее актуальности для нашей страны, стала одним из главных направлений государственной политики.

В 2014 году зарегистрировано 246 преступлений коррупционной направленности, 40 % из числа которых составляют преступные деяния, связанные с дачей и получением взяток. Весомый вклад в борьбу с преступностью внесли и прокуроры, которыми выявлено 42 преступных деяния коррупционной направленности, по материалам прокурорских проверок возбуждено 35 уголовных дел.

Как показывает практика, коррупционные проявления тесно связаны с вопросами легализации преступных доходов. В целом  количество выявленных таких преступлений возросло с 4 в 2013 году до 21 в 2014. Из них 8 фактов отмывания доходов, по которым предикатным составом явилось деяние, сопряженное с коррупцией и использованием должностного положения; 9 – в сфере незаконного оборота наркотиков. На весь оставшийся массив преступлений приходится только 4 таких факта.

Прокурорам необходимо усилить надзор за выявлением фактов криминальной легализации еще со стадии оперативно-розыскной деятельности, а с момента возбуждения уголовного дела добиваться доказывания всех обстоятельств отмывания денежных средств, в том числе с использованием правовых инструментов взаимодействия с Росфинмониторингом.

В прошедшем году за коррупционные преступления, в том числе получение взятки и крупные хищения, к уголовной ответственности привлечены ряд руководителей государственных и муниципальных органов. Расследуются возбужденные по материалам прокурорских проверок уголовные дела в отношении руководителей Комитета лесов республики, бывшего руководителя администрации муниципального района «Усть-Вымский» Махмудова. Ожидают приговора суда бывшие руководители администраций муниципального района «Княжпогостский» Попов и городского округа «Сыктывкар» Зенищев. Занимавший должность руководителя администрации городского округа «Воркута» Пуро осужден к реальному лишению свободы сроком на 2 года, а глава сельского поселения «Койгородок» Трифонов – на 7 лет 6 месяцев.

Всего же за совершение коррупционных преступлений осуждены 100 лиц, в том числе 14 – с применением конфискации имущества.

Вместе с тем, оценка эффективности прокурорского надзора не связана исключительно с количеством расследованных уголовных дел, понятие противодействия коррупции намного шире конкретных примеров подкупа чиновников и хищения бюджетных средств.

Статьей 19.28 Кодекса об административных правонарушениях установлена ответственность юридических лиц за совершение коррупционных преступлений от их имени или в их интересах. При условии неотвратимости наказания указанная норма имеет серьезный профилактический потенциал, поскольку предусматривает назначение штрафа в размере от одного миллиона рублей.

По постановлениям прокуроров по этой статье к административной ответственности привлечено 9 юридических лиц. Для сравнения в 2013 году – 1 юридическое лицо, в 2012 году – ни одного.

Обращаю внимание прокуроров на необходимость инициирования ответственности юридических лиц по ст. 19.28 не дожидаясь приговора суда в отношении коррупционеров; добиваться установления в ходе предварительного расследования объективного финансового состояния хозяйствующего субъекта для дальнейшего обеспечения оплаты наложенных штрафов.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» предусматривает использование специальных антикоррупционных механизмов не только в период прохождения служащим государственной или муниципальной службы, но и в течение двух лет после увольнения. Статьей 12 Закона установлена обязанность работодателя сообщить о трудоустройстве бывшего госслужащего по его прежнему месту службы. За несоблюдение данных требований предусмотрена административная ответственность по статье 19.29 Кодекса об административных правонарушениях.

Органами прокуратуры наработана практика привлечения к ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывших государственных и муниципальных служащих. В 2011 году к ответственности привлечено 1 лицо, в 2012 – 19, в 2013 – 25, а в 2014 – 43.

Наиболее эффективно сработали прокуроры городов Сыктывкара, Ухты и Усинска. Определенные результаты достигнуты и Ухтинским прокурором по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях. Например, по постановлению этого прокурора к административной ответственности привлечен директор Ухтинского медицинского колледжа. Должностное лицо не исполнило обязанности о направлении уведомления о принятии на работу бывшего заместителя начальника исправительной колонии, за что подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 20 тысяч рублей. При этом у коллег Ухтинского спецпрокурора из Сыктывкарской и Печорской прокуратур по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях показатели работы на этом направлении отсутствуют. Также ни одного производства по указанной статье не возбуждено прокурорами г. Вуктыла, Койгородского, Усть-Куломского, Сыктывдинского и Корткеросского районов.

Прокурорам необходимо на системной основе проводить сверки с поднадзорными органами государственной власти и местного самоуправления об уволенных служащих и их дальнейшем трудоустройстве. При выявлении нарушений добиваться их устранения и привлечения виновных к ответственности. Отделу по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции поручаю проанализировать практику исполнения судебных постановлений по данным административным делам в части уплаты и взыскания штрафов.

*****

Уважаемые коллеги.

Завершая своё выступление хочу отметить, что серьёзным источником информации о нарушениях закона для нас являются средства массовой информации и поступающие обращения.

Так, за прошлый год прокуроры проверили 180 публикаций в СМИ. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования 38 виновных  привлечены к дисциплинарной и административной ответственности, а 10 должностных лиц предостережены о недопустимости нарушений закона; судами рассматривается 11 заявлений в интересах граждан; по постановлению прокурора, направленному в органы расследования в порядке статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса, возбуждено уголовное дело.

На личном приёме нами приняты более шести с половиной тысяч человек (к слову сказать это самый высокий показатель за последние 10 лет, а применительно к цифрам прошлого года рост составил 16,4 %). Мы разрешили 20890 обращений, причём каждое четвёртое завершилось реализацией конкретных мер по восстановлению прав заявителей.

Наша помощь людям реальна и осязаема.

Так, по жалобе гражданина Сыктывкарским природоохранным межрайонным прокурором предъявлено в суд исковое заявление о возложении на администрацию города обязанности по ликвидации несанкционированной свалки возле нежилого дома, расположенного в непосредственной близости от здания аэропорта. Благодаря принципиальной позиции прокурора городскими властями приняты меры не только к очистке придомовой территории от бытового мусора, но и к сносу длительное время пустовавшего ветхого здания, которое создавало неприглядную картину для жителей города и гостей, прибывающих в столичный аэропорт.

Или другой пример. В апреле минувшего года в газете «Трибуна» была опубликована статья о проблеме, с которой столкнулись инвалиды и пенсионеры села Корткерос. На лестнице местного почтового отделения не имелось не только пандуса, но даже перил. Неоднократные обращения местного жителя к начальнику отделения результатов не принесли. По нашему поручению прокуратура Корткеросского района провела проверку и обратилась в суд с иском о возложении на Республиканский филиал ФГУП «Почта России» обязанности оборудовать вход в почтовое отделение села пандусом и перилами. Итог совместной работы печатного издания и прокуратуры – пандус с перилами у входа на почту.

*****

Подводя итоги отмечу, что в целом весь комплекс мер, принимаемых прокуратурой во взаимодействии с правоохранительными органами, органами власти и общественностью оказывает положительное воздействие на состояние законности в республике. Поэтому я хотел бы поблагодарить всех вас за совместную конструктивную работу.

Вместе с тем, решить все существующие проблемы одномоментно невозможно. Концентрировать свои усилия мы должны на базисных направлениях, от которых зависят благосостояние людей, безопасность и интересы государства.

Благодарю за внимание.


Возврат к списку