Контактная информация Интернет-приемная На главный сайт

Уголовная ответственность глав и руководителей администрации муниципальных образований за совершение коррупционных преступлений

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

Уголовный кодекс РФ содержит отдельную главу, посвященную преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (глава 30 УК РФ).  Ответственности за данные преступления в основном подлежат специальные субъекты, наделенные кроме общих признаков субъекта преступления еще и социальным статусом, определяющим их принадлежность к органам государственной или муниципальной власти.

К таким специальным субъектам, в том числе, относятся главы и руководители администрации муниципальных образований. Вместе с тем мера их ответственности за совершение одних и тех же коррупционных преступлений в некоторых случаях различна.

В частности, преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 285, ч. 2 ст. 286, ч. 4 ст. 290 УК РФ, содержат отдельный квалифицирующий признак отягчающий наказание — «преступление, совершенное главой органа местного самоуправления».

Например, в случае получения взятки в размере, не превышающем 150 тыс. рублей, преступные действия руководителя администрации могут быть квалифицированы лишь по чч. 1, 2 или 3 ст. 290 УК РФ, предусматривающих наказание в виде штрафа от 25 до 70-кратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере от 20 до 40-кратной суммы взятки.

При равных условиях получения взятки главой органа местного самоуправления его действия будут квалифицированы по ч. 4 ст. 290 УК РФ, предусматривающей наказание в виде штрафа в размере от 60 до 80-кратной суммы взятки либо лишением свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере 50-кратной суммы взятки.

Более суровая ответственность этого субъекта преступления обусловлена существенным объемом его полномочий и, соответственно, возможностью причинения большего вреда охраняемому уголовно-правовому объекту.

Понятие главы органа местного самоуправления не закреплено в законодательстве Российской Федерации и его буквальное толкование может привести к выводу о том, что руководитель любого органа местного самоуправления (в т.ч. администрации) должен признаваться его главой. Вместе с тем, подобный вывод будет неверным.

В Уголовном кодексе РФ предусматривается повышенная ответственность для главы органа местного самоуправления наряду с лицами, занимающими государственные должности РФ или государственные должности субъектов РФ. Отсюда следует, что законодатель говорит лишь о высших должностных лицах, которыми не могут признаваться все без исключения руководители органов местного самоуправления, в том числе администраций.

В подтверждение этой позиции Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» разъяснил, что под главой органа местного самоуправления следует понимать только главу муниципального образования - высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Возврат к списку