Контактная информация Интернет-приемная На главный сайт

Результаты прокурорского надзора за законностью муниципальных нормативных правовых актов за 2011 год

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

30.01.2012
В 2011 году органами местного самоуправления республики принято (издано) 6450 нормативных правовых актов (далее – НПА).

Органами прокуратуры республики оспорено 973 незаконных муниципальных НПА, на которые принесено 958 протестов, внесено 1  представление, направлено 26 заявлений в суд. 

Приведенные статистические данные свидетельствуют о снижении показателей надзорной деятельности в сфере муниципального нормотворчества по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, когда было оспорено 1144  незаконных муниципальных НПА, что объясняется активизацией взаимодействия с представительными и исполнительными органами местного самоуправления на стадии подготовки нормативных правовых актов.

Анализ выявленных и оспоренных органами прокуратуры республики НПА органов местного самоуправления свидетельствует о том, что по-прежнему наибольшее количество нарушений допускается в сфере бюджетного и жилищного законодательства.

Прокурорами Ижемского и Сысольского районов выявлены НПА, принятые с нарушением требований статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Так, в муниципальных образованиях МР «Ижемский», СП «Ижма» и «Щельяюр» порядок использования бюджетных ассигнований соответствующих резервных фондов определен решениями представительных органов, что противоречит пункту 6 статьи 81 Кодекса и свидетельствует о нарушении компетенции органа. В иных НПА вместо подготовки отчета об использовании бюджетных ассигнований резервных фондов местных администраций в составе ежеквартального и годового отчетов об исполнении соответствующих бюджетов предусмотрено информирование главой муниципального образования депутатов представительного органа. Протесты удовлетворены.

С нарушением пункта 5 статьи 264.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением администрации СП «Лэзым» утвержден отчет об исполнении бюджета муниципального образования за 4 квартал 2010 года, тогда как годовые отчеты об исполнении местных бюджетов подлежат утверждению муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования. По этому основанию обоснованно принесен протест прокурором Сыктывдинского района.

Прокурором Корткеросского района оспорены положения об администрациях 6 поселений, предусматривающие в качестве функции органа местного самоуправление предоставление гражданам земельных участков в пределах черты населенных пунктов в аренду и прекращение прав на земельные участки, поскольку это противоречит пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которому до разграничения права собственности на земли право распоряжения ими является полномочием органов местного самоуправления городских округов (муниципальных районов).

Во исполнение пункта 6 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ), которым из исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления были изъяты полномочия по определению порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений, прокурорами г. Ухты, Ижемского района оспорены Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, утвержденные решениями представительных органов муниципальных образованиях. Протесты удовлетворены.

По этому же основанию прокурором г. Инты принесен протест на устав МО ГО «Инта», Печорским межрайонным прокурором – на Регламент Совета городского поселения «Путеец», утвержденный решением Совета МО ГП.

Прокурором Усть-Вымского района оспорено решение Совета МО ГП «Жешарт», которым утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений специализированного муниципального жилищного фонда МО ГП в той части, в которой оно в составе такого спецжилфонда предусматривает жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения для проживания граждан, нуждающихся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности. Вместе с тем в силу требований Федеральных законов от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании  граждан пожилого возраста и инвалидов» решение вопросов социального обслуживания населения, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации.

По протесту прокурора Корткеросского района приведено в соответствие с требованиями жилищного законодательства Положение о порядке предоставления жилых помещений  специализированного жилищного фонда муниципального района «Корткеросский», утвержденное решением Совета МО МР «Корткеросский», которым определен порядок представления жилого помещения маневренного фонда. Основанием для внесения протеста послужило то, что из анализа положений статей 95 и 106 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющих назначение, порядок предоставления помещений маневренного фонда, в совокупности с  нормами  статей 14 и 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что жилые помещения маневренного фонда могут находиться в собственности сельских поселений, в связи с чем в отнесение жилых помещений маневренного фонда к муниципальному жилому фонду муниципального района является неправомерным.
 

Возврат к списку