Контактная информация Интернет-приемная На главный сайт

Некоторые вопросы, связанные с выдачей преступников (экстрадицией)

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

25.09.2013

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства представляет собой согласованную деятельность различных государств в лице их компетентных органов по оказанию помощи в осуществлении уголовного преследования, судебного рассмотрения и разрешения уголовных дел, а также помощи при исполнении приговора.

До принятия ныне действующего УПК РФ вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства непосредственно регламентировались международными договорами Российской Федерации, а также договорами Союза ССР в части, не утратившей силу. Несомненным достижением стало то, что отечественный законодатель разработал и закрепил непосредственно в УПК РФ важнейшие правила, обеспечивающие соответствие отечественного законодательства международным стандартам, прежде всего закрепляющим права и свободы личности.

В целях обеспечения единства судебной практики по применению законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы выдачи лица иностранному государству для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, 14.06.2012 Пленум Верховного Суда Российской Федерации вынес постановление «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания».

Российская Федерация осуществляет следующие действия: выдает иностранного гражданина либо лицо без гражданства для уголовного преследования или исполнения приговора в иностранное государство (как в то, гражданином которого это лицо является, так и в другое); передает лицо, осужденное российским судом к лишению свободы, для отбывания наказания в то государство, гражданином которого это лицо является; признает приговор иностранного государства, которым был осужден гражданин Российской Федерации, передаваемый в Россию для отбывания наказания. Во всех указанных случаях Российская Федерация вправе рассчитывать на аналогичные действия и от государства, с которым оно вступило в данные отношения.

Основанием для международного сотрудничества является как международный договор, ратифицированный Российской Федерацией в установленном порядке, так и принцип взаимности.

Принцип взаимности в соответствии с частью 2 ст. 453 УПК РФ подтверждается письменным обязательством различных государственных органов оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве процессуальных действий. Аналогичное письменное обязательство поступает и от соответствующего компетентного органа иностранного государства.

Рассмотрение и разрешение судами вопросов, связанных с выдачей, передачей лица иностранному государству, признание приговора суда иностранного государства осуществляются в открытом судебном заседании.

Российская Федерация выдает лицо иностранному государству лишь в случае «двойной криминальности» содеянного. Однако при этом приоритет отдается не формальному наименованию преступления, а реальным обстоятельствам, которые были совершены и которые признаются уголовно наказуемыми по законодательству обоих государств. Правило «двойной криминальности» обусловливает и то, что выдача не производится, если хотя бы в одном из государств истекли сроки давности уголовного преследования.

Если выдаче в другое государство подлежит лицо, обвиняемое в совершении преступления, за которое в качестве наказания может быть назначена смертная казнь, то Российская Федерация в соответствии со ст. 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года вправе потребовать гарантии, что такое наказание в любом случае не будет исполнено. Эти гарантии, как правило, должны выражаться в том, что правоохранительные или иные органы, в полномочия которых входит осуществление международных сношений в сфере уголовного судопроизводства, дадут Российской Федерации письменное заверение в том, что в данном конкретном случае наказание в виде смертной казни, даже и назначенное по приговору суда, не будет приведено в исполнение в связи с заменой на любое другое наказание.

В выдаче лица может быть отказано, если имеются исключительные обстоятельства, дающие основание полагать, что выдача повлечет опасность для его жизни и здоровья, в том числе с учетом его возраста и физического состояния.

Выдача не производится, если в отношении лица, выдача которого требуется, на территории запрашиваемой стороны за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившее в законную силу.

Выдача лица не может быть осуществлена, если запрашиваемое государство имеет существенные основания полагать, что просьба о выдаче в связи с обычным уголовным преступлением была сделана с целью судебного преследования или наказания лица в связи с его расой, религией, национальностью или политическими убеждениями, или что положению этого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин.

Важные правила, касающиеся передачи лица, осужденного к лишению свободы, в то государство, гражданином которого лицо является, закреплены в главе 55 УПК РФ. Закон предусматривает возможность передачи не только гражданина, но и лица, которое постоянно проживает на территории запрашивающего государства, т.е. имеет в нем вид на жительство.

При этом государство, которое принимает лицо для дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы, не должно ставить под сомнение приговор, вынесенный в иностранном государстве и вступивший в законную силу.

Возврат к списку