Контактная информация Интернет-приемная На главный сайт

Участие граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

03.07.2012

Принцип участия граждан в осуществлении правосудия определен ч. 5 ст. 32 Конституции Российской Федерации, где указано, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. Данное положение конкретизируется в Законе о судебной системе, Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, в соответствии с которыми граждане могут участвовать в судебных процессах в качестве присяжных.

Участвуя в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей, граждане не только участвуют в осуществлении государственной деятельности, но и опосредованно осуществляют контроль за деятельностью правоохранительных органов в борьбе с преступностью, т.к. посредством выносимого вердикта присяжные дают оценку качеству работы правоохранительных органов.

В отличие от зарубежного судопроизводства институт присяжных заседателей в современной России применяется исключительно в уголовном процессе, причем только в Верховном Суде Российской Федерации и судах субъектов Российской Федерации по всем подсудным судам этого уровня уголовным делам, за исключением наиболее опасных преступлений террористической направленности, что является вполне оправданным, поскольку террористическая деятельность направлена на создание реальной угрозы для жизни и здоровья как населения, так и участников уголовного судопроизводства и может оказывать серьезное негативное психологическое воздействие и отрицательно влиять в том числе на способность входящих в состав суда лиц к принятию адекватных решений (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2010 № 8-П).

Присяжные заседатели являются судьями факта, но не судьями права, поскольку разрешают только такие вопросы, как: 1) имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; 2) доказано ли, что это деяние совершил подсудимый; 3) виновен ли подсудимый в совершении этого преступления; 4) если да, заслуживает ли подсудимый снисхождения.

Главной особенностью суда присяжных является то, что присяжные не обязаны мотивировать свое решение, которое основывается преимущественно на жизненном опыте и сформировавшихся в обществе, членами которого они являются, представлениях о справедливости.

Следовательно, существенное значение приобретают личностные характеристики присяжных заседателей, их незаинтересованность в исходе дела, объективность, независимость от оценок и волеизъявления других лиц, что обеспечивается путем закрепления в законе порядка привлечения граждан к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей и специальных гарантий их беспристрастности.

Части 2 и 3 статьи 3 и статья 7 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» содержат перечень оснований, препятствующих участию в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя, причем законодатель разделяет основания, связанные со статусом кандидата в присяжные заседатели, и основания, препятствующие участию гражданина в качестве присяжного заседателя в конкретном уголовном деле.

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица: не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; имеющие непогашенную или неснятую судимость; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств. Не могут быть присяжными заседателями лица, замещающие государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления; военнослужащие; судьи, прокуроры, следователи, дознаватели, адвокаты, нотариусы или имеющие специальное звание сотрудники органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии); священнослужители.

По конкретному уголовному делу не могут быть присяжными лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела, а также граждане, являющиеся родственниками участников судопроизводства, иным образом заинтересованные в исходе дела, утратившие беспристрастность из-за осведомленности об обстоятельствах дела из средств массовой информации и по другим причинам.

В целях допуска к участию в рассмотрении уголовного дела в качестве присяжного заседателями судом с участием сторон проводится формирование коллегии, в процессе чего лица, которые не могут являться присяжными, исключаются.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, - на все время рассмотрения этого дела. Частью 3 статьи 326 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ или федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность работодателя за воспрепятствование явке в суд в качестве присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве.

На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей.

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей наиболее ярко демонстрирует принцип состязательности судопроизводства, в соответствии с которым участники уголовного судопроизводства разделены на три категории: на участников со стороны обвинения, защиты и на осуществляющих функции разрешения уголовного дела. Таким участником уголовного судопроизводства согласно является суд, в том числе суд присяжных.

Поскольку, как указывалось выше, присяжные заседатели являются судьями факта и дают оценку фактическим обстоятельствам дела: имелось ли событие преступления, совершил ли его подсудимый и виновен ли он в этом, судебное следствие с их участием имеет свои особенности и ограничения.

Так, с участием присяжных заседателей исследуются только фактические обстоятельства дела, а вопросы, связанные с применением права, разрешаются председательствующим судьей без присяжных: например, связанные с исключением из разбирательства доказательств, полученных с нарушением закона. При этом стороны не вправе упоминать в суде присяжных о существовании доказательств, исключенных из числа допустимых к судебному разбирательству.

При присяжных запрещается исследовать факты прежней судимости, признания подсудимого хроническим алкоголиком или наркоманом, а также иные данные, способные вызвать у присяжных заседателей предубеждение в отношении подсудимого.

Присяжные заседатели имеют право участвовать в исследовании доказательств, относящихся к фактическим обстоятельствам дела: через председательствующего судью задавать вопросы, осматривать вещественные доказательства и другими не запрещенными законом способами.

Вынесенный присяжными заседателями вердикт является обязательным для сторон, под сомнение поставлен быть не может.

Как показывает анализ судебной практики, количество уголовных дел, рассмотренных с участием присяжных заседателей в Республике Коми увеличивается: если в 2010 году уголовные дела в данной форме судопроизводства не рассматривались, то в 2011 году таких дел рассмотрено 8, за 1 полугодие 2012 года – 3 и, кроме того в Верховном суде Республики Коми продолжается рассмотрение еще одного уголовного дела с участием присяжных заседателей.

Возврат к списку