Контактная информация Интернет-приемная На главный сайт

Вопросы исполнения законодательства, регламентирующего учет преступлений

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

21.06.2012

В соответствии с требованиями пункта 58 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (утверждено межведомственным приказом Генеральной прокуратуры РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29.12.2005 № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений») прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры, а также прокуроры городов, районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуроры: осуществляют надзор за соблюдением законности в субъектах учета (кроме судов); разрешают спорные вопросы, возникающие при учете преступлений и других объектов учета. Учетные документы подлежат предъявлению прокурору по первому его требованию.

К субъектам учета преступлений относятся: орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор, на которых возложена обязанность фиксирования в учетных документах сведений об объектах учета, информационные центры органов внутренних дел, на которых возложена обязанность включения в статистическую отчетность сведений об объектах учета, отраженных в учетных документах.

В соответствии с требованиями Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (далее - Положение) учету подлежат: преступление; уголовное дело; результаты расследования по уголовному делу; сведения о движении уголовного дела; лицо, совершившее преступление; потерпевший; результаты возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, и изъятия предметов преступной деятельности; результаты судебного рассмотрения уголовного дела.

Учету подлежат также криминогенные характеристики преступности: совершение преступления в общественном месте, в состоянии алкогольного опьянения, преступление экономической, коррупционной направленности, в составе организованной группы и т.д.

В зависимости от того, насколько правильно субъекты учета заполнят учетные документы, настолько тот или иной показатель в статистической отчетности будет сформирован достоверно.

Проверки, проводимые Генеральной прокуратурой Российской Федерации в субъектах учета, показали, что статистика о преступности, сформированная правоохранительными органами, не отвечает реальному положению дел. Как правило, положительные показатели борьбы с преступностью завышались, негативные занижались. Так, согласно данным прокурорских проверок, практически 150-200 тысяч укрытых преступлений выявляют органы прокуратуры ежегодно. Таким образом, неучтенная преступность доходит до 10 % от общего числа преступлений.

Именно по этой причине внесены изменения в статью 51 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Переход учета преступлений и других объектов учета от органов МВД России к органам прокуратуры требует принятие новых организационно-распорядительных документов, регламентирующих порядок их учета, упрощение системы учета и в тоже время повышения достоверности статистической информации о преступности, максимальной защиты информации от искажения, что требует разработки и внедрения новых технологий и программ. Процедура по заполнению учетных документов, передача учетных документов от органов расследования в органы прокуратуры должна быть единообразной для всех правоохранительных органов и максимально автоматизирована.

В целях реализации положений статьи 51 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральной прокуратурой Российской Федерации разработана Концепция создания государственной автоматизированной системы правовой статистики, которая одобрена Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации. Также приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02.04.2012 № 128 утверждено Временное положение о порядке сбора и обработки статистических данных с использованием федеральной базы формирования и ведения общих сводных данных в сфере правовой статистки.

По указанию Генеральной прокуратуры Российской Федерации во всех прокуратурах субъектов Российской Федерации с сентября 2011 года действуют контрольные группы по вопросам обеспечения оперативного надзора за формированием и обработкой в правоохранительных органах документов первичного учета в сфере правовой статистики, главная задача которых обеспечить достоверность статистических данных о преступности.

Работа по передаче функций учета преступлений и других объектов учета от органов внутренних дел в органы прокуратуры продолжается.

Создание в структурах Генеральной прокуратуры России и в целом по стране специализированных подразделений по учету преступлений позволит значительно сократить число укрытых криминальных посягательств.

Возврат к списку