Контактная информация Интернет-приемная На главный сайт

Уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

14.05.2012

Необходимость налогов, являющихся обязательными платежами, взимаемыми государством с физических лиц и организаций, обусловлена потребностями общественного развития. Налоги служат основным источником поступлений в государственный бюджет и, следовательно, источником материальной базы для реализации программ социально-экономического, культурного и политического развития, содержания управленческого аппарата, осуществления иных социальных функций государства, направленных на удовлетворение общественных потребностей. Лишь успешно функционирующая налоговая система способна стать каркасом прогрессивного экономического развития и тем самым стимулировать повышение уровня благосостояния общества.

В связи с этим особую актуальность приобретает эффективная борьба с налоговыми преступлениями, представляющими главную угрозу функционированию налоговой системы и системе рыночных отношений в России.

В Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) содержится ряд статей, посвященных ответственности за налоговые преступления, а именно:

ст. 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица»;

ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»;

ст. 199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента»;

ст. 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» (далее - постановление № 64) Верховный Суд Российской Федерации дал рекомендации судам по применению этих статей при рассмотрении дел. В частности, суд указал, какие деяния и при каких условиях нужно считать налоговыми преступлениями, дал характеристику объективной и субъективной стороны этих преступлений, разъяснил особенности их субъекта.

Одним из налоговых преступлений, предусмотренных УК РФ, является уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ). Как пояснил Верховный Суд Российской Федерации, такое уклонение может быть в форме как действия, так и бездействия.

Как действие оно проявляется в умышленном искажении данных налоговых деклараций и других документов. Как бездействие - в неподаче названных бумаг.

К «другим документам» в постановлении № 64 отнесены любые бумаги, на основании которых исчисляют и уплачивают налоги.

Также суд обозначил действия, которые можно считать искажением данных деклараций и иных документов. Это, в частности: неотражение доходов или объектов налога; уменьшение доходов; завышение налоговой себестоимости; искажение периода, за который отражают доходы, расходы.

Однако, уклонение от уплаты налогов можно считать преступлением только при некоторых условиях.

Во-первых, оно должно быть умышленным. Неуплата налогов по какой-либо ошибке преступной не является.

Во-вторых, уклонение от уплаты налогов должно быть в крупном или особо крупном размере, исчислять который необходимо за период в пределах трех финансовых лет подряд.

Однако, умышленная неуплата налогов может подпадать под уголовную ответственность и по результатам, например, одного налогового периода - календарного года при условии, что она составила крупный или особо крупный размер.

Необходимо отметить, что по ст. 199 УК РФ сумма крупного размера неуплаты налогов организации за период в пределах трех лет составляет: более 2 млн. рублей, если доля неуплаты превышает 10% от сумм налогов, подлежащих уплате; более 6 млн. рублей.

Размер особо крупного уклонения за этот же срок образует: более 10 млн. рублей, если доля неуплаты - свыше 20% от суммы налогов, подлежащих уплате; более 30 млн. рублей.

В постановлении № 64 определен круг лиц, которые могут быть субъектом рассматриваемого преступления. При уклонении от уплаты налогов это могут быть руководитель организации, главный бухгалтер, а также иное лицо, уполномоченное подписывать налоговую отчетность.

Нужно также иметь в виду, что для привлечения организации к уголовной ответственности в Российской Федерации по ст. 199 УК РФ необходимо, чтобы у нее в любом случае имелась соответствующая обязанность по уплате российских налогов.

К организациям относятся все перечисленные в ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации организации, а именно: юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации; иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью; созданные в соответствии с законодательством иностранных государств международные организации, их филиалы и представительства, расположенные на территории Российской Федерации.

Соответственно, даже если иностранная организация, не имеющая в Российской Федерации представительства и не поставленная на налоговый учет в связи с уплатой налогов, открытием счета и так далее, уклонилась от уплаты российских налогов, российское правосудие не исключает привлечения ее руководства к уголовной ответственности.

Однако, нельзя приписать организации недоимку по налогам, которые исходя из существа правоотношений, деятельности организации и ее руководства фактически должны платить именно руководитель, главный бухгалтер или иное привлекаемое к ответственности лицо. Вместе с тем, в этой части в его действиях может содержаться уже другой состав – ст. 198 УК РФ, предусматривающий ответственность за уклонение от уплаты налогов с физического лица.

Уголовным законодательством предусмотрена также ответственность за невыполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ). То есть обязанностей по исчислению, удержанию, перечислению налогов в бюджет за другое лицо. Но признают такие нарушения преступлением, только если одновременно: агент не перечислил сумму налогов в крупном или особо крупном размере; это совершено из корыстных побуждений.

При расчете крупных и особо крупных сумм неперечисления нужно руководствоваться примечаниями к ст. 199 УК РФ.

Личный интерес, как указано в постановлении № 64, может быть выражен: в виде неперечисленния денег; в нематериальной форме (в продвижении по карьерной лестнице, желании получить взаимную услугу и тому подобном).

Если же неисполнение обязанностей агента не связано с извлечением выгоды, то считать его преступлением нельзя. Причем, как уточнил суд, даже в том случае, если размер нарушения является крупным или особо крупным.

Судьи также отметили, что виновным в невыполнении обязанностей налогового агента - организации нужно считать того, на кого в ней возложено исчисление, удержание и перечисление налогов. Им может быть как руководитель или главный бухгалтер, так и иной сотрудник.

Рекомендации Верховного Суда Российской Федерации коснулись и применения ответственности за сокрытие денег или другого имущества от взыскания с них недоимки по налогам (ст. 199.2 УК РФ).

Виновным в таком преступлении в организации может быть ее собственник, руководитель или другое лицо, уполномоченное распоряжаться имуществом.

Но привлечь их к уголовной ответственности можно только если размер сокрытия является крупным, то есть от взыскания недоимки (без учета задолженности по пеням, штрафам) сокрыто имущество на сумму более 1,5 млн. рублей (согласно примечанию к ст. 169 УК РФ). При этом взыскиваемая сумма может быть равна или больше суммы сокрытия.

Возврат к списку