Контактная информация Интернет-приемная На главный сайт

Изменение подследственности и подсудности уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

16.03.2012

С 1 января 2012 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 28.12.2010 № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия», в том числе определяющие подследственность преступлений коррупционной направленности.

Подследственность - это совокупность признаков преступления (общественно опасного деяния), по которым его расследование в полном объеме относится к компетенции строго определенного органа предварительного расследования.

Статья 151 УПК РФ определяет, по каким составам преступлений предварительное следствие производится следователями следственных органов Следственного комитета РФ, а по каким - также следователями органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов внутренних дел.

Изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.12.2010 № 404-ФЗ в статью 151 УПК РФ предусмотрено, что все уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 290 (получения взятки), ст. 291 (дача взятки), ст. 291.1 (посредничество во взяточничестве), ст. 292 (служебный подлог), ст. 204 (коммерческий подкуп) УК РФ, относятся к исключительной подследственности следователей Следственного комитета РФ.

Кроме того, Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» внесены изменения в ст. 31 УПК РФ, регламентирующую подсудность уголовных дел.

В частности определено, что к подсудности районных (городских) судов относятся уголовные дела о преступлениях, предусмотренных, чч. 1 ст. 290 УК РФ, чч. 1, 2 ст. 291 УК РФ и ч. 1 ст. 291.1 УК РФ, т.е. о фактах взяточничества и посредничества в нем, где сумма взятки не превышает 150 тыс. рублей и передается должностному лицу за совершение законных действий, а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Все остальные формы взяточничества, предусмотренные чч. 3-6 ст. 290, чч. 3-5 ст. 291, чч. 2-4 ст. 291.1 УК РФ, отнесены к исключительной подсудности Верховных судов субъектов Российской Федерации. К их числу отнесены взятки: совершенные с их вымогательством; передаваемые должностному лицу за незаконные действия; превышающие 150 тыс. рублей; совершенные группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, лицом, занимающим государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Возврат к списку