Контактная информация Интернет-приемная На главный сайт

Рассмотрение судами уголовных дел о преступлениях в сфере экологии

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

09.02.2012
Преступления данной категории, включены в главу 26 УК РФ «Экологические преступления».

В соответствии со ст. 20 ч. 5 УПК РФ уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 246 (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ), 247 (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов), 248 (нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами), 249 (нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений), 250 (загрязнение вод),  251 (загрязнение атмосферы), 252 (загрязнение морской среды), 253 (нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ), 254 (порча земли), 255 (нарушение правил охраны и использования недр), 256 (незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов), 257 (нарушение правил охраны водных биологических ресурсов), 258 (незаконная охота), 259 (уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ), 260 (незаконная рубка лесных насаждений), 261 (уничтожение или повреждение лесных насаждений), 262 (нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов), являются делами публичного обвинения. Такие уголовные дела возбуждаются по факту их совершения, тем самым признается особая общественная значимость этих дел.

Так, из рассмотренных судами уголовных дел о преступлениях связанных: с незаконной рубкой леса рассмотрено - 54 (в 2010 г. - 93), с незаконной добычей водных биологических ресурсов - 14 (в 2010 г. - 14), с незаконной охотой - 1 (в 2010 г. - 1) и уничтожение или повреждение лесных насаждений - 2 (в 2010 г. - 1). Об иных преступлениях, включенных в главу 26 УК РФ, уголовные дела в 2011 не рассматривались.

Большая часть уголовных дел рассмотрена преступлениях связанных с незаконной рубкой леса. Ущерб, причиняемый указанным преступлением, является одним из главных критериев общественной опасности, в связи с чем  влияет на индивидуализацию уголовного наказания.

В настоящее время на практике возникает немало сложностей при установлении размера ущерба, причиненного незаконной рубкой лесных насаждений. Судебная практика в этой части достаточно противоречива.

Так, по одному из уголовных дел суд, принимая решение в отношении С., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ, определил размер ущерба за порубку 34 деревьев, исходя из цены реализации дров, тогда как следовало исчислить в соответствии со специальными таксами.

В ряде случаев суды, напротив, не соглашаются с органами предварительного следствия, которые при установлении суммы причиненного ущерба руководствуются Постановлением Правительства РФ "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства".

Целесообразно руководствоваться именно таксами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 г. N 273. Это связано с тем, что при таксовом способе определения ущерба в виде стандарта используется конкретная сумма, которую причинитель ущерба обязан уплатить за каждую единицу незаконно уничтоженного природного объекта. Особенностью этого способа является то, что он нацелен не только на возмещение причиненного ущерба, но и на наказание правонарушителей. Суммы компенсации устанавливаются в размере выше условной стоимости уничтоженных природных объектов, поскольку включают затраты на восстановление природных объектов.

Кроме того, как справедливо было указано в одном из Определений Верховного Суда РФ, ущерб, причиненный лесному фонду, определяется по таксовой стоимости, в том числе и потому, что объекты природы не имеют товарной стоимости и к ним неприменимы обычные способы ее оценки. В условиях лесного биогеоценоза каждый компонент природный среды выполняет строго определенные законом природы экологические функции, и в данном случае дерево рассматривается не как древесина с установленной рыночной ценой, а как компонент природной среды, оказывающий влияние на окружающее пространство. Такса же представляет собой условную единицу оценки ущерба, и каких-либо критериев именно к форме ее выражения закон не содержит.

Незаконная добыча (вылова) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ) в структуре регистрируемой экологической преступности в Республике Коми традиционно занимает второе место после незаконной рубки лесных насаждений (ст. 260 УК РФ).

Проблема многочисленных преступлений и правонарушений в сфере охраны водных биоресурсов приобретает все большую актуальность, что прежде всего обусловлено сокращением рыбных запасов.

Объектом преступлений, предусмотренных ст. 256 УК РФ, выступают стабильность окружающей среды и ее природно-ресурсный потенциал в виде водной фауны как одного из элементов животного мира.

Предмет преступления, предусмотренного ст. 256 УК РФ, разнообразен. Это различные виды речной рыбы, звери - животные, промысловые водные растения и т.д.

Под добычей понимаются действия, направленные на извлечение указанных предметов из естественной природной среды и завладение ими. Добыча является незаконной, если осуществляется в нарушение норм природоохранного законодательства, регулирующего порядок и основания их добычи. Основным законодательным актом является Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в ред. Федерального закона от 06.12.2012 г. N 409-ФЗ). В соответствии с ним право пользования водными биоресурсами возникает на основании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, договора пользования рыбопромысловым участком (т.е. акваторией водного объекта или ее частью и прибрежной полосой суши) и по иным основаниям, предусмотренным указанным Законом.

Закон, имея в виду под рыболовством деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов, выделяет различные его виды. Промышленное рыболовство во внутренних водах РФ осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, зарегистрированными в РФ, с рыбопромысловых судов или без использования таковых в отношении видов водных биоресурсов, для которых утверждаются общие допустимые уловы (научно обоснованные величины годовой добычи (вылова) водных биоресурсов конкретных видов в рыбохозяйственном бассейне или районе промысла) в установленных пределах, а также в отношении видов водных биоресурсов, для которых общие допустимые уловы не устанавливаются, если добыча этих видов водных биоресурсов не запрещена.

Поддержание обвинения в указанных случаях осуществляется государственным обвинителем органов прокуратуры.

По результатам рассмотрения уголовного дела судьей выносится приговор (обвинительный либо оправдательный) или постановление о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным законом, которые могут быть обжалованы сторонами в течение 10 суток в кассационном порядке.   

Возврат к списку