Контактная информация Интернет-приемная На главный сайт

Оспаривание решений государственных экзаменационных и конфликтных комиссий

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

23.11.2017 09:04:00

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 13 статьи 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» проведение государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) возможно в форме единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ).

Обобщение Верховного Суда РФ совместно с верховными судами республик, краевыми, областными и равными им судами судебной практики рассмотрения судами в 2016 году административных дел об оспаривании решений государственных экзаменационных и конфликтных комиссий субъектов Российской Федерации при проведении ГИА по программам среднего общего образования в форме ЕГЭ показало, что количество рассмотренных судами общей юрисдикции административных дел указанной категории составляет – 55.

При этом 87 % вынесенных судами первой инстанции решений не обжаловались.

Необходимо знать, что в соответствии с пунктами 45 и 71 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (далее - Порядок) для удаления обучающегося с экзамена и (или) аннулирования результатов ЕГЭ достаточно установить факт наличия у экзаменуемого запрещенного к использованию в период проведения ГИА предмета, независимо от его фактического использования данным обучающимся в период ЕГЭ.

Однако в ряде случаев требования административных исковых заявлений о признании незаконными актов об удалении обучающихся из пунктов проведения экзаменов и об аннулировании результатов ГИА удовлетворялись, в связи с тем, что обнаруженный у экзаменуемого запрещенный предмет в процессе ГИА не использовался, что противоречит действующему законодательству.

Кроме того, в соответствии с абзацем 16 пункта 45 Порядка лица, допустившие нарушение установленного порядка проведения ГИА, удаляются с экзамена на основании акта, в котором ставится подпись членов государственной экзаменационной комиссии (далее - ГЭК). Некоторые административные истцы считали акты об удалении обучающихся незаконными, поскольку полагали, что необходимо наличие в указанном акте подписей всех членов ГЭК.

Вместе с тем, согласно абзацу 3 пункта 40 Порядка акт об удалении обучающегося с экзамена должен быть составлен и подписан не менее одним членом ГЭК, присутствующим в пункте проведения экзаменов.

40

Возврат к списку