Контактная информация Интернет-приемная На главный сайт

Коррупционные административные правонарушения

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

08.12.2017 09:11:00

Под административным правонарушением коррупционной направленности понимается действие (бездействие) физического или юридического лица, совершенное умышленное либо по неосторожности как с использованием своего служебного положения, так и с отступлением от своих прямых прав и обязанностей.

О коррупционной составляющей правонарушения будет свидетельствовать наличие элементов:

подкупа (например, ст. 5.16 КоАП РФ «Подкуп избирателей, участников референдума...», ст. 19.28 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»);

использования служебного положения (ст. 5.45 КоАП РФ «Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума»);

нарушения норм, установленных для обеспечения законности порядка государственного управления и в числе прочего в целях предупреждения коррупции (ст. 19.29 КоАП РФ «Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)»).

Исходя из присутствия вышеуказанных критериев к административным правонарушениям коррупционной направленности условно можно отнести следующие статьи, предусмотренные КоАП РФ:

5.16 «Подкуп избирателей участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах», ст. 5.18 "Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума";

5.19 «Использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума»;

5.20 «Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам»;

5.45 «Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума»;

14.9 «Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления»;

14.35 «Нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности»;

15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов»;

19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»;

19.29 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)».

Вместе с тем следует учитывать, что для коррупции характерно не всякое незаконное использование служебного положения, но лишь обусловленное корыстной мотивацией, получением благ и преимуществ.

 В рамках узкого подхода в качестве административных коррупционных правонарушений рассматриваются исключительно деяния, предусмотренные ст. 19.28 и ст.19.29 КоАП РФ, т.е. объективная сторона которых заключается в нарушении ограничений и запретов, предусмотренных собственно законодательством о противодействии коррупции.

Согласно ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 19.28, 19.29 КоАП РФ, является исключительной компетенцией прокурора. 

Статьей 19.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).

С учетом практики применения положений ст. 19.29 КоАП РФ и ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ необходимо отметить следующее:

предусмотренная ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ обязанность возникает у работодателя при заключении с бывшим служащим трудового договора вне зависимости от размера предусмотренной им заработной платы. При заключении гражданско-правового договора такая обязанность возникает, если стоимость выполняемых работ по договору превышает сто тысяч рублей в месяц либо если указанный договор заключен на срок менее месяца, но стоимость работ также превышает сто тысяч рублей;

не образует объективную сторону состава административного правонарушения по ст. 19.29 КоАП РФ ненаправление работодателем сообщения о заключении договора с бывшим служащим, если замещаемая им должность в период прохождения службы не была включена в соответствующие перечни должностей либо была исключена из них к дате заключения договора;

не является нарушением ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ несообщение работодателем об осуществлении бывшим служащим трудовой деятельности по основаниям внутреннего совместительства (ст. 60.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). При этом трудоустройство бывшего служащего в порядке внешнего совместительства влечет для работодателя обязанность сообщить о заключении трудового договора по совместительству представителю нанимателя бывшего служащего по последнему месту его службы;

уклонение работодателя от оформления трудовых отношений с бывшим служащим и доказанность его фактического допуска к работе (ч. 3 ст. 16 ТК РФ) в течение десяти дней и более является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ;

установленный десятидневный календарный срок для направления сообщения о заключении договора с бывшим служащим начинает исчисляться со дня, следующего за днем заключения договора либо его фактического допуска к работе. В случае если последний день срока исполнения указанной обязанности приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день;

к гражданам (физические лица), подлежащим административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ, могут быть отнесены занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном законом порядке частной практикой;

в качестве должностного лица подлежит ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ бывший руководитель организации, который в период исполнения служебных обязанностей допустил нарушение требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ;

из толкования ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ привлечение к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ должностного лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, равно как и назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо;

когда объективная сторона административного правонарушения по ст. 19.29 КоАП РФ выразилась в несообщении в установленный законом срок представителю нанимателя бывшего служащего о заключении с ним договора, шестилетний срок давности привлечения к ответственности начинает исчисляться со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения, поскольку оно не является длящимся.

Статьей 19.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридического лица за незаконные передачу, предложение или обещание от его имени или в его интересах должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица получателем вознаграждения действия (бездействие), связанного с занимаемым служебным положением.

Правонарушение влечет наложение штрафа в размере не менее 1 млн рублей с конфискацией предмета вознаграждения если его размер (стоимость) не превышает 1 млн рублей (ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ); штраф не менее 20 млн рублей в случае незаконного вознаграждения в крупном размере – свыше 1 млн рублей (ч. 2 ст. 19.28 КоАП РФ); штраф не менее 100 млн рублей в случае незаконного вознаграждения в особо крупном размере – свыше 20 млн рублей (ч. 3 ст. 19.28 КоАП РФ).

Наряду с установлением значительных штрафных санкций за данное правонарушение в декабре 2016 г. законодателем введен запрет на участие в закупочной деятельности в течение 2 лет для организаций, привлеченных к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Государственный (муниципальный) контракт, заключенный с такой организацией, подлежит безусловному расторжению заказчиком в одностороннем порядке вне зависимости от стадии его исполнения.

Привлечение юридического лица к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ напрямую связано с выявлением фактов взяточничества и коммерческого подкупа.

Анализ рассмотренных судом административных дел свидетельствует, что незаконное вознаграждение от имени и в интересах юридического лица передавалось:

- за освобождение юридического лица от ответственности и общее покровительство;

- за содействие при заключении и исполнении государственных или муниципальных контактов, отказ от участия в конкурсных процедурах, способствование в заключении сделок.

86

Возврат к списку