наверх
167982, Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 23

Прокуратурой выявлены нарушения закона о лекарственном обеспечении льготников

Печать

03.07.2007
Прокуратурой Республики Коми проведена проверка исполнения законодательства при реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан и о ценообразовании на лекарственные препараты. В части законности установления цен на лекарственные препараты, реализуемые населению в рамках Федеральной программы дополнительного лекарственного обеспечения, установлено следующее. По результатам проведенного Федеральным Фондом обязательного медицинского страхования конкурса на поставку медикаментов по дополнительному лекарственному обеспечению в 2007 году, Фондом обязательного медицинского страхования Республики Коми были заключены государственные контракты с ЗАО «Центр внедрения «ПРОТЕК» (г.Москва), ООО «БСС» (г.Санкт- Петербург) и ОАО «Фармацевтический импорт, экспорт» (г.Москва). В ходе проверки рецептов, предъявленных на оплату фарморганизациями, проводится обязательный автоматизированный контроль на соответствие цены. Контроль цены осуществляется при выходе специалистов Фонда в аптечные учреждения путем сверки цены, предъявленной на оплату, с ценой, указанной на рецепте. При выявлении несоответствия цены оплата производится по фактической цене, не превышающей предельно допустимую. По разнице в цене формируется мотивированный отказ от оплаты по счетам, предъявленным фарморганизациями. В 2007 году по данной причине сумма мотивированного отказа фарморганизациям со стороны Фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми составила 1 834 335,83 руб., в том числе ЗАО «Центр внедрения «ПРОТЕК» (г. Москва) - 12 003,4 руб., ООО «БСС» (г. Санкт- Петербург) - 1 473 410,26 руб. и ОАО «Фармацевтический импорт, экспорт» (г. Москва) - 348 922, 17 руб. Поступающая в органы прокуратуры республики информация свидетельствует о многочисленных нарушениях законодательства при реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан. В соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» отдельные категории граждан имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на дополнительную бесплатную медицинскую помощь и обеспечение необходимыми лекарственными средствами. Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненным к ним категориям граждан» предусмотрено, что финансирование расходов на реализацию социальной поддержки отдельных категорий граждан по оказанию дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год. Федеральный фонд страхования перечисляет средства в виде субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования платежными поручениями на отдельные счета этих территориальных фондов, открытые им в учреждениях Центрального банка Российской Федерации на балансовом счете по учету средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Приложением № 4 к Федеральному закону «О бюджете Федерального Фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» установлена сумма, направляемая для обеспечения проживающих в Республике Коми отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, составляет 261 428,7 тыс. руб. и соответствует только 50% реальной потребности. По итогам 2006 года сумма, потраченная на обеспечение «федеральных льготников» необходимыми лекарственными средствами, составила 536 млн. руб. Согласно п. 5 Правил направления в 2007 году Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования средств на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, в случае недостаточности средств федерального бюджета на лекарственное обеспечение Фонд по итогам расходования средств за отчетный квартал вправе направить на указанные цели субсидии, а также другие средства в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год». Для решения вопроса о направлении субсидии на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования представляется заявка по утвержденной форме, к которой прилагается отчет территориального фонда об использовании средств федерального бюджета на лекарственное обеспечение за отчетный период. Прокурорской проверкой установлено, что письмом и.о. директора Федерального фонда обязательного медицинского страхования руководители территориальных фондов обязательного медицинского страхования были уведомлены о поквартальном распределении ассигнований из Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год. Субъекты Российской Федерации не могут получить дополнительное финансирование по программе дополнительного лекарственного обеспечения, так как заявки утверждаются и доводятся до поставщиков лекарственных средств только в пределах ежеквартальных лимитов, который, в частности, для Республики Коми составляет не более 65 357,1 тыс. руб. Таким образом, направляемые Министерством здравоохранения Республики Коми заявки на поставку лекарственных средств утверждаются Фондом обязательного медицинского страхования Республики Коми и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Коми не исходя из реальной потребности, а только в пределах ежеквартальных лимитов. При этом федеральным законодательством какие-либо квартальные лимиты при выделении бюджетных средств по программе ДЛО не установлены. По состоянию на 26.06.2007 на отсроченном обеспечении в аптечных учреждениях республики находится 31 332 рецепта, из которых: 31 109 - по Федеральному закону от «О государственной социальной помощи» (федеральные льготники); 3 915 - по постановлению Правительства Российской Федерации «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; и 479 - по закону Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» (региональные льготники). При наличии значительной дефектуры по программе дополнительного лекарственного обеспечения, «искусственно» создается положение, когда отсутствует дефицит средств федерального бюджета на лекарственное обеспечение и Республика Коми не имеет возможности получить на указанные цели дополнительные субсидии, в результате чего нарушаются конституционные права граждан на охрану здоровья и оказание медицинской помощи в рамках реализации базовой Федеральной программы дополнительного лекарственного обеспечения. В связи с этим, при формировании заявок на лекарственные средства преобладают дорогостоящие лекарственные препараты для лечения тяжелых социально-значимых заболеваний: сахарный диабет, гемофилия, рассеянный склероз, онкозаболевания. Это сказывается на обеспеченности других категорий граждан, имеющих наиболее распространенные заболевания. Данная категория «льготников» самая многочисленная, их недостаточное лекарственное обеспечение дает наибольший процент жалоб, повышает уровень социальной напряженности в регионе, создает условия к увеличению процента отказов от набора социальных услуг в 2007 году и, как следствие, к дальнейшему нарушению «страхового» принципа дополнительного лекарственного обеспечения. Льготные категории граждан могут иметь право на бесплатное обеспечение медикаментами одновременно по нескольким основаниям: по постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 по соответствующему заболеванию независимо от права по Федеральной программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Недостаточное обеспечение населения лекарственными средствами по программе ДЛО ведет к дополнительной потребности в медикаментах по другим основаниям льготы. Однако основной причиной нехватки лекарственных средств является недостаточное финансирование программы дополнительного лекарственного обеспечения в рамках реализации Федерального Закона «О государственной социальной помощи». С учетом изложенного прокуратурой республики в адрес исполнительного директора Фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми, и.о. руководителя Управлением Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Коми и министра здравоохранения Республики Коми внесены представления об устранении нарушений законодательства о лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан. Кроме того, по результатам проведенных прокурорами городов и районов проверок в муниципальные аптечные учреждения принесено 2 протеста, внесено 13 представлений, по результатам которых 1 лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. В связи с отсутствием в аптечных учреждениях лекарственных препаратов по бесплатным рецептам прокурорами направлено 53 заявления в суд в интересах граждан о признании незаконными отказов в предоставлении гражданам льгот на бесплатное лекарственное обеспечение и возмещении денежных средств за приобретенные ими лекарства. Таким образом, наиболее характерными нарушениями законодательства, выявленные прокуратурой, являются: формирование лечебно-профилактическими учреждениями заявок на лекарственное обеспечение согласно установленных квартальных лимитов без учета реальной потребности в лекарственных средствах; отсутствие лекарственных препаратов в муниципальных аптечных учреждениях; ненадлежащий контроль за дефектурой лекарственных средств; нарушение поставщиками установленных государственными контрактами сроков поставки лекарственных препаратов; несоответствие рецептов на лекарственные средства предъявляемым требованиям; отказ в выписке льготных рецептов в связи с их отсутствием в аптечных учреждениях. Возврат к списку