наверх
167982, Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 23

Жилищные субсидии – только по закону.

Печать

31.05.2007

Прокурорскими проверками выявляются многочисленные нарушения органами местного самоуправления требований законодательства при регистрации и ведении учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Среди них: незаконный перевод очередности гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии, на очередность члена его семьи; необоснованное снятие граждан с учета; несдача при получении государственного жилищного сертификата ранее занимаемого жилья; необоснованное включение гражданина в списки на получение государственного жилищного сертификата и т.п.

Так, в январе 2006 года в прокуратуру г.Воркуты обратился Леншмидт А.Д. с жалобой на незаконные действия должностных лиц администрации, выразившиеся в снятии его с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии. По результатам проведенной проверки было установлено, что Леншмидт А.Д. поставлен на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, и включен в список граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, с составом семьи из 4 человек, по дате подачи заявления о постановке на учет - 25.04.1997. Его жена - Леншмидт Л.Е. также поставлена на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, с составом семьи из 4 человек, по дате подачи заявления о постановке на учет - 29.04.1996. Распоряжением Главы администрации «Об утверждении протокола жилищной комиссии о предоставлении жилого помещения» Леншмидт А.Д. снят с учета имеющих право на получение жилищных субсидий. Семья Леншмидт А.Д. оставлена в списке очередности по очереди супруги. 

При этом Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не предусматривает в качестве основания снятия с учета нахождение в списках очередности члена семьи заявителя. Снятие Леншмидта А.Д. с учета имеющих право на получение жилищных субсидий было признано незаконным. В адрес Главы администрации прокуратурой города внесено представление, с требованием устранить выявленные нарушения законодательства и принять меры к восстановлению Леншмидта А.Д. в списках граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий. Представление прокурора было рассмотрено и удовлетворено.

Нарушения требований Положения при регистрации и ведении учета граждан на получение жилищной субсидии выявлены также прокурорами г.г. Сыктывкара, Вуктыла, Усть-Цилемского, Троицко-Печорского районов, Печорским межрайонным прокурором.

Так, в Сыктывкаре и Печоре не был обеспечен свободный доступ к спискам граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий. В администрациях данных муниципальных образований, а также в администрациях Троицко-Печорска, Усть-Цильмы, Вуктыла нарушается 15-дневный срок принятия решения о постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на переселение (п.12 Положения), 5-дневный срок уведомления гражданина о принятом решении (п.13 Положения).

В администрациях Сыктывкара, Печоры, и Троицко-Печорска отсутствовали Книги регистрации и учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, что является нарушением п.10 Положения.

Выявлены факты несдачи гражданами при получении государственного жилищного сертификата ранее занимаемого жилого помещения. При этом основной причиной несдачи жилья является ненадлежащее исполнение работниками органов местного самоуправления возложенных обязанностей по контролю над использованием муниципального имущества. Например, из 77 бывших работников ликвидированного ГУП «Интагеонефть», получивших по переселению жилые помещения, 23 не сдали занимаемые жилые помещения.

В целях устранения нарушения закона прокурором г. Инты внесено представление в адрес и.о. главы администрации города Инты, по результатам рассмотрения которого органом местного самоуправления направлено 21 заявление в суд о выселении граждан, не сдавшим в установленном порядке жилые помещения, за исключением двух граждан, которыми жилые помещения, подлежащие сдаче, проданы. В отношении этих граждан прокуратурой города Инты возбуждены уголовные дела по статье 159 УК РФ – мошенничество, которые находятся в стадии расследования.

Результаты расследований уголовных дел по фактам мошеннических действий граждан при получении жилищных субсидий (сертификатов) свидетельствуют о том, что, как правило, преступления совершаются при пособничестве работников органов местного самоуправления, органов регистрационных служб, медико-социальных экспертиз и др.

Так, одним из работников отдела по учету и распределению жилья администрации города, была изменена дата подачи заявления Яблоковой Т.А. на получение жилищного сертификата  на более раннюю, в связи с чем Яблокову включили в список получателей государственных жилищных сертификатов. При расследовании уголовного дела по этому факту также установлено, что Яблокова Т.А.  в октябре 2005 года умерла. Члены ее семьи - Гудинов Г.Д. и Бодюк С.Н., понимая, что в связи со смертью Яблоковой не будет выделена жилищная субсидия по категории первой очереди. И они  смогут получить жилищную субсидию лишь на общих основаниях в гораздо поздние сроки, на меньший состав семьи, скрыли от сотрудников администрации факт смерти Яблоковой и представлением подложных документов (доверенность на представителя) получили на умершую Яблокову жилищную субсидию в размере 1 260 000 руб.

В настоящее время уголовное дело по обвинению Гудинова Г.Д. и Бодюк С.Н. в совершении преступления, предусмотренного по ч.4 ст.159 УК РФ, направлено прокурором г. Воркуты для рассмотрения в суд. В рамках данного дела прокурором заявлен иск о взыскании причиненного ущерба в размере 1 260 000 в интересах федерального бюджета.   

Всего 2006-2007 годах, с целью устранения выявленных нарушений федерального законодательства, регламентирующего вопросы регистрации и учета граждан, имеющих право на жилищные субсидии, а также предоставления жилищных субсидий (сертификатов) прокурорами внесено 7 представлений, возбуждено 7 уголовных дел, направлено в суды 3 исковых заявления о взыскании сумм жилищной субсидии в связи с неисполнением обязательства по сдаче жилья гражданами, выезжающих из районов Крайнего Севера. Все иски рассмотрены, жилье сдано в добровольном порядке.

Прокуратурой Республики Коми внесено представление в адрес министра архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, по результатам рассмотрения которого одно лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Нарушения закона устранены.

Прокуратурой г.Инты возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.159 УК РФ, по фактам мошеннических действий при строительстве квартир в г.Саратове, в результате которых оказались обманутыми 38 граждан г.Инты, заключившие договора на долевое строительство жилья.

Расследованием установлено, что в 2002-2003 г.г. 38 граждан заключили договоры с администрацией города Инта о выделении жилищных субсидий за счет средств государственной поддержки угольной отрасли для переселения их из районов Крайнего Севера, после чего ими заключены договоры долевого участия в строительстве жилья в г. Саратове. В установленный договором срок квартиры в собственность указанным гражданам переданы не были, а предоставлены иным лицам. Причиной этому послужила перепродажа ЗАО «Калугаградостроитель» квартир мошенническим путем нескольким участникам долевого строительства.

Проверками исполнения направления «Обеспечение жильем военнослужащих, увольняемых в запас, граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц» федерального целевого проекта «Жилище» на 2002-2010 годы» также выявлены многочисленные нарушения законов при постановке на учет, выделении жилищных сертификатов в органах уголовно-исполнительской системы.

Так, Саргсян Х.А., получивший квартиру в 1997 году за счет государственных средств, с целью получения государственного жилищного сертификата умышленно ухудшил жилищные условия путем отказа от доли в квартире в пользу дочери. Без проверки документов, связанных с ухудшением жилищных условий, Учреждением М-222/7 было принято решение о признании его и трех членов его семьи нуждающимися, а в дальнейшем предоставлении жилищного сертификата стоимостью 831 600 руб. По данному факту прокурором Княжпогосткого района возбуждено и расследуется уголовное дело по ч.3 ст.159 УК РФ. Более того, умысел на совершение преступления Саргсян Х.А. подтверждается  реализацией им жилищного сертификата путем приобретения квартиры, которую третьим лицам продала его дочь.

Законом установлено, что гражданин - получатель сертификата, проживающий на служебной жилой площади или в жилом помещении на территории закрытого военного городка или поселка, обязан сдать занимаемое им ранее жилье. Только на территории Княжпогосткого района   не выполнили обязательства по сдаче жилья 25 граждан.

По результатам проверок прокурорами городов и районов в суды направлено 39 заявлений о взыскании с граждан стоимости неосновательного обогащения (в результате неисполнения обязательств по сдаче ранее занимаемого жилья и необоснованного получения государственный жилищных сертификатов) на общую сумму более 35 млн.руб. и 6 о выселении. По результатам рассмотрения 38 заявлений вынесены 2 решения о выселении, 2 решения о взыскании жилищной субсидии на общую сумму 1,5 млн.руб., все остальные заявления удовлетворены ответчиками в добровольном порядке в ходе рассмотрения дела. В результате, в муниципальную собственность возвращены 32 квартиры, в федеральный бюджет поступило 1,7 млн.руб. По результатам проверок в порядке ст.ст.144, 145 УПК РФ по фактам незаконного получения жилищных субсидий возбуждено 2 уголовных дела по ст. 159 УК РФ. Оба находятся в стадии расследования.

Кроме того, прокурором республики внесено представление в адрес начальника УФСИН России по Республике Коми. В целях устранения нарушений законов, причин и условий им способствовавших, УФСИН России по Республике Коми приняты ряд организационных мероприятий, в том числе: выделены 2 штатные единицы, на которых возложена обязанность по исполнению законодательства о жилищных сертификатах; разработано Положение о жилищно-бытовой комиссии; в состав указанной комиссии включены наиболее опытные и грамотные сотрудники; пересмотрены списки граждан на предмет обоснованности и законности предоставления жилищного сертификата.

Возврат к списку