В прокуратуре Республики Коми проходит коллегия по подведению итогов работы за 2017 год

31.01.2018
В прокуратуре Республики Коми проходит коллегия по подведению итогов работы за 2017 год

Сегодня в прокуратуре Республики Коми проходит расширенное заседание коллегии, на котором подводятся итоги работы органов прокуратуры республики по укреплению законности и правопорядка за 2017 год и определяются задачи по повышению эффективности прокурорского надзора и обеспечению законности на ближайший период.

В работе коллегии приняли участие заместитель начальника управления Генеральной прокуратуры в Северо-Западном федеральном округе Светлана Лакота, Главный федеральный инспектор по Республике Коми аппарата полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Михаил Тырин, Глава Республики Коми Сергей Гапликов, заместитель председателя Государственного Совета Республики Коми Владимир Косов, Уполномоченный по правам человека в Республике Коми Надежда Быковская, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Коми Игорь Бобков, председатель Общественной палаты Республики Коми Галина Киселева, руководители правоохранительных органов республики, заместители прокурора республики, старшие помощники прокурора республики, руководители структурных подразделений центрального аппарата прокуратуры республики, прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур.

С основным докладом выступил прокурор Республики Коми Сергей Бажутов.

В первой части заседания также выступил Главный федеральный инспектор по Республике Коми Михаил Тырин, Глава Республики Коми Сергей Гапликов и заместитель председателя Государственного Совета Республики Коми Владимир Косов.

Второй блок коллегии был посвящен докладам заместителей прокурора республики. В предстоящей третьей части мероприятия выступят руководители структурных подразделений центрального аппарата региональной прокуратуры, помимо этого с отчетами будут заслушаны ряд прокуроров городов и районов.

Предлагаем вашему вниманию полный текст выступления прокурора Республики Коми С.А. Бажутова.

"Уважаемые коллеги, приглашённые.

Подведение итогов проделанной работы — это всегда повод для конструктивного разговора, возможность оценить правильность выбора надзорных приоритетов, обсудить существующие проблемы и недостатки в работе, обратить внимание на наиболее актуальные вопросы, требующие принятия совместных усилий прокуратуры, правоохранительных органов, органов власти и общественности.

Надзор за точным и единообразным исполнением законов, законностью правовых актов – основная функция прокуратуры, в которой в связи с интенсивным обновлением законодательства все большую актуальность приобретает участие в нормотворческом процессе.

В минувшем году органами прокуратуры проверено 929 проектов нормативных правовых актов регионального уровня, при этом нарушения установлены в каждом шестом таком проекте, по ним подготовлено 157 отрицательных заключений. На муниципальном уровне изучено 10112 проектов, и почти 500 из них не соответствовали установленным требованиям.

Обеспечение единого правового пространства в регионе требует систематической работы со стороны всех государственных органов. Однако следует констатировать запоздалое совершенствование нормативной базы республиканскими органами власти, несоблюдение зачастую требований ст. 3 Федерального закона № 184-ФЗ о приведении правовых актов в соответствие с принятым федеральным законом в течение трех месяцев.

Несвоевременно вносятся необходимые изменения в законы республики, в том числе касающиеся прав и свобод граждан. К примеру, по нашему протесту от 31 июля прошлого года только сейчас в январе, то есть спустя пять месяцев, направлен в Государственный Совет законопроект, устраняющий противоречия в Законе о порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях. 

К сожалению, подобные примеры не единичны. Из 32 законопроектов, внесенных в парламент по вступившим в 2017 году изменениям в федеральном законодательстве, с нарушением трехмесячного срока подготовлены 8.

Не лучшим образом обстоят дела в муниципальном нормотворчестве.

В данном вопросе не снимаю ответственность и с подчиненных работников. Несмотря на приведение по актам прокурорского реагирования 34 республиканских нормативных правовых актов и 1529 муниципальных, аппаратом прокуратуры республики и прокурорами на местах сверки по изменениям в федеральном законодательстве проводятся формально либо за пределами установленного 30-дневного срока. В результате незаконные правовые акты длительное время продолжают действовать. Однако представления о привлечении виновных лиц к ответственности вносили только отдельные прокуроры, а аппарат и вовсе не реагировал на явные и систематические нарушения закона.

Требую от управления по надзору за исполнением федерального законодательства и курирующего заместителя прокурора республики неукоснительно исполнять требования приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 155 об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов. А по имеющимся нарушениям внести акты прокурорского реагирования.

*****

В 2017 г. при осуществлении надзора за соблюдением федерального законодательства органами прокуратуры республики выявлено 31400 нарушений закона. В целях их устранения внесено 3748 представлений, по протестам прокурора отменено и изменено 3273 незаконных правовых акта. К дисциплинарной ответственности привлечены 3130 лиц, к административной – 1597. 

В целях защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и государства в суды направлено 5740 исков на сумму 981 миллион рублей. Из рассмотренных судом удовлетворено 5612 на сумму более четырёх с половиной миллиардов (с учётом исков, направленных в 2016 году). По материалам прокурорских проверок возбуждено 199 уголовных дел.

Значительные усилия приложены к решению проблем с задолженностью по выплате заработной платы, в том числе многочисленные нарушения закона установлены в деятельности арбитражных управляющих предприятий-банкротов. Прокуроры выявили 4 тысячи 816 нарушений, в связи с чем в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса в интересах работников в суды направлено 2 тысячи 649 заявлений о взыскании заработной платы на сумму свыше 145 миллионов рублей. По материалам прокурорских проверок возбуждено 30 уголовных дел по ст. 145.1 Уголовного кодекса. За допущенные нарушения 201 лицо привлечено к административной и 115 – к дисциплинарной ответственности. Принятыми мерами удалось добиться погашения долгов по оплате труда на сумму свыше 515 миллионов рублей.

Проведенные в минувшем году проверки, показали, что многие работодатели, в первую очередь бюджетные учреждения, оказались не готовы к увеличению минимального размера оплаты труда с 1 июля 2017 года до 7 тысяч 800 рублей. Так, прокурор города Вуктыла обратился в суд в интересах 7 работников средней школы села Дутово, которым заработная плата в течение 2017 года выплачивалась в размере ниже МРОТ. Аналогичные нарушения пресечены прокурорами в городе Сыктывкаре, Ижемском, Корткеросском, Прилузском, Усть-Куломском и Усть-Цилемском районах. С 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда увеличен до 9 489 рублей и прокурорам необходимо обеспечить соблюдение трудовых прав работников.

*****

Реализация конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь невозможна без соответствующего лекарственного обеспЕчения.

В 2017 году остро встали проблемы в указанной сфере, когда на отсроченном исполнении в аптечных учреждениях республики находилось около 6000 рецептов льготной категории граждан.

Как установлено в ходе проверки, одной из причин сложившейся ситуации стало принятие министром здравоохранения приказа, утвердившего перечни лекарственных препаратов, включающих не все подлежащие назначению в льготном порядке лекарственные средства, а также без учета реальной потребности в них медицинских организаций. По протесту прокуратуры республики незаконный приказ министра приведен в соответствие с законодательством.

Однако главное – это вопиющие факты грубого нарушения сроков формирования государственного заказа, что привело к несвоевременному заключению государственных контрактов на закупку лекарственных препаратов, образованию дефектуры, и стало основной причиной несвоевременного обеспЕчения граждан лекарствами. При рассмотрении дополнительных заявок на поставку лекарственных препаратов не соблюдались сроки их рассмотрения, нередко они рассматривались работниками министерства, не обладающими специальными познаниями в сфере оказания гражданам медицинской помощи, о результатах их рассмотрения медицинские организации не уведомлялись, допускались случаи утраты и нерассмотрения заявок.

Кроме того, вопреки требованиям Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» за последние полтора года Министерством не обеспечено рассмотрение в установленном порядке ни одной заявки на индивидуальное обеспЕчение граждан лекарственными препаратами, не входящими в стандарт оказания медицинской помощи и назначенными им по жизненным показаниям.

В целях устранения выявленных нарушений органами прокуратуры республики внесено 5 представлений. По результатам их рассмотрения 5 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, в том числе и заместитель министра здравоохранения Крещик, впоследствии освобожденный от занимаемой должности. В защиту интересов граждан в суд направлено 13 заявлений, за нарушения законодательства о закупках 7 лиц привлечены к административной ответственности, опротестовано 2 противоречащих федеральному законодательству нормативно-правовых акта. Кроме того, заместитель министра здравоохранения республики Совершаева предостережена о недопустимости нарушения законодательства о контрактной системе, а генеральный директор ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» Богатов, который при исполнении контрактов на поставку лекарств представлял интересы как поставщиков, так и получателей лекарственных средств, по нашему представлению уволен за нарушение антикоррупционного законодательства.

Принятые меры позволили переломить сложившуюся ситуацию и снизить в три раза количество рецептов, находящихся на отсроченном исполнении, из них в 2 раза по республиканской программе, в 7 раз – по федеральной.

Не менее подвержена коррупции сфера закупки лекарств для нужд лечебных учреждений. Так, судом рассматривается уголовное дело в отношении заместителя главного врача Печорской районной больницы в связи с получением более полутора миллионов рублей взяток за лоббирование интересов ряда поставщиков при заключении контрактов на приобретение лекарственных средств. Всего же в ушедшем году по фактам нарушений при закупках лекарств и изделий медицинского назначения для нужд учреждений здравоохранения возбуждено 10 уголовных дел.

Поэтому в первом полугодии прокурорам предстоит особенно тщательно проверить эти вопросы.

***

На протяжении 2016-2017 годов вся республика с завораживающим интересом наблюдала за реформой органов исполнительной власти и сопровождавшей её дискуссией общественности о том, какой орган будет лучше осуществлять государственный экологический надзор. На наш взгляд проблема не в названии министерства.

Проверкой исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в 2017 году выявлено 105 нарушений закона, на противоречащие закону нормативные правовые акты принесено 17 протестов, внесено 7 представлений, по результатам рассмотрения которых 3 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, в суды направлено 1 исковое заявление, по результатам рассмотрения наших материалов возбуждено 1 уголовное дело.  

Органами государственной власти республики на протяжении десятилетий не принимается мер по приведению в соответствие с законодательством правового режима особо охраняемых территорий, которые являются объектами общенационального достояния, имеют особое природоохранное, научное, рекреационное, оздоровительное значение и занимают 13% площади республики или 5 миллионов 400 тысяч гектар.

Особый правовой статус этих территорий предполагает разработку соответствующих нормативных документов, установление режима охраны, порядка их функционирования и пользования.

Однако вопреки требованиям Федеральных законов «Об особо охраняемых природных территориях» и «Об охране окружающей среды» из 236 таких территорий 90 не имеют утвержденных в установленном порядке положений, а положения о 109 не соответствуют действующему законодательству. Таким образом, режим охраны определен лишь для 37 таких территорий, находящихся в ведении республики. Помимо этого, в нарушение Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О землеустройстве», меры к определению, описанию и закреплению на местности границ земель указанной категории, установлению их охранных зон не приняты, землеустроительные работы для постановки на кадастровый учет не проведены, сведения в государственный кадастр недвижимости об их границах и охранных зонах, как об участках с особыми условиями использования, не внесены. Вопреки требованиям закона у 73 таких территорий, объявленных памятниками природы, отсутствуют паспорта; лица, осуществляющие их охрану, не определены, охранные обязательства не оформлены. Сложившаяся ситуация способствует незаконному использованию особо охраняемых земель, приводит к невозможности взыскания причиненного природным объектам вреда и привлечения виновных лиц к ответственности.

Ну а что же в это время делает Минпром-Минприроды??? В мае 2016 года утверждён план в рамках проводимого в Российской Федерации Года экологии и Года особо охраняемых природных территорий, которым предусмотрено множество разнообразных мероприятий, начиная от открытых уроков в школах, и заканчивая проведением республиканских конференций, созданием фильмов и изданием буклетов….  Более того, им предполагалась разработка проекта закона Республики Коми «Об особо охраняемых природных территориях Республики Коми» (кстати, сроки прошли, а он так и не принят), принятие Концепции развития сети особо охраняемых природных территорий регионального значения, и даже создание до шести новых особо охраняемых природных территорий регионального значения в Арктической зоне и прилегающих к ней северных районах Республики Коми. Что делать со старыми скромно умолчали.

А на деле сегодня сложилась такая ситуация, когда без положений о таких территориях невозможно определить их границы, как на картографических материалах, так и на местности, что влечёт за собой фактически полное отсутствие государственного контроля за соблюдением режима их охраны.

Более того, в соответствии Лесным кодексом Российской Федерации леса, расположенные в границах государственных природных заказников, памятников природы, относятся к защитным лесам. Вопреки указанным требованиям лесные участки в границах 156 особо охраняемых природных территорий защитными лесами не признаны, а отнесены к эксплуатационным лесам. В границах 70 таких территорий 533 лесных квартала, по сути, являющиеся защитными лесами, предоставлены юридическим лицам на основании договоров аренды для целей заготовки древесины либо выделяются местному населению для заготовки древесины для собственных нужд.  Уже пора определится, если территории не представляют природоохранной ценности, то особой статус надо снимать. Если же их необходимо сохранить –  тогда надо обеспечивать надлежащий режим охраны и исключать земельные участки из хозяйственного использования.

В Стратегическом плане развития системы ООПТ указано о подготовке Республиканским центром по обеспечению функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования предложений о ликвидации 34 ООПТ по разным причинам утративших свое значение или оказавшихся малоценными, а также о создании новых 30 ООПТ на ценных территориях и расширению границ, и изменению статуса еще пяти. В то же время рейдовыми мероприятиями Центра ежегодно охватываются лишь от 5 до 9 % ООПТ регионального значения, а выявленные нарушения носят единичный характер.

Надеюсь, органы исполнительной власти республики, рассмотрев наше представление оперативно примут меры по актуализации особо-охраняемых природных территорий, установят их охранный режим и обеспечат его соблюдение.

*****

Последние годы в сфере борьбы с коррупцией мы уделили значительное внимание пресечению злоупотреблений при тарифном регулировании. Прокурорскими проверками в региональной Службе по тарифам установлено, что ряд её руководителей, получая незаконное вознаграждение, обеспечивали установление «нужных» тарифов для «своих» предприятий, незаконно выведенных из государственной собственности и подконтрольных прежнему руководству республики. По этим фактам на основании наших материалов возбуждены уголовные дела о получении взяток руководителем и референтом Службы по тарифам, в отношении которых уже вынесены обвинительные приговоры. Продолжая эту работу, мы установили, что денежные средства за покровительство этим же предприятиям при отборе и финансировании энергосберегающих проектов получал руководитель государственного бюджетного учреждения «Коми Республиканский центр энергосбережения». По итогам нашей проверки в ноябре прошлого года в отношении него возбуждено и расследуется уголовное дело о получении взятки. По представлениям прокурора за получение незаконного вознаграждения и сокрытие сведений о доходах уволены в связи с утратой доверия первый заместитель руководителя, референт и начальник отдела Службы по тарифам, а также заместитель министра строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства.

С учётом выявленных прокурорами нарушений Федеральной антимонопольной службой России проведена выездная проверка, по результатам которой её руководитель отменил 144 приказа Службы по тарифам, регулирующих деятельность 62 ресурсоснабжающих организаций. Основанием явилось незаконное включение в тарифы средств на мероприятия в сфере энергосбережения, подлежащих перечислению на лицевой счет Коми республиканского центра энергосбережения и направляемых на реализацию госпрограммы «Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности». В результате на организации ложилась дополнительная финансовая нагрузка, не предусмотренная законодательством.

При очевидной обоснованности решений ФАС России орган тарифного регулирования обжаловал их в суде. По итогам судебных процессов, которые прошли при активном участии представителя прокуратуры республики, законность решений антимонопольной службы подтверждена Арбитражным судом города Москвы.

Обеспечивая реальное возмещение ущерба, совместно с правоохранительными органами возвращены в собственность республики доли участия в хозяйствующих субъектах энергетики стоимостью более 2,5 миллиардов рублей. По нашему иску Арбитражным судом признана недействительной сделка купли-продажи по заниженной цене 99 % доли участия республики в уставном капитале ООО «Республиканская сетевая компания». Решение суда исполнено, внесены изменения в Единый государственный реестр юридических лиц, предприятие балансовой стоимостью 1 миллиард 400 миллионов рублей возращено республике.

Однако возврат государству преступно выведенных активов неверно расценивается некоторыми должностными лицами как способ личного обогащения. Пример тому – новые факты финансовых злоупотреблений на госпредприятиях. Так, в ушедшем году осужден директор акционерного общества «Коми коммунальные технологии», который за год руководства предприятием похитил более одного миллиона семисот тысяч рублей. Один из эпизодов его преступной деятельности установлен по материалам прокурорских проверок.

Пресечение схем хищения - не единственная проблема ЖКХ республики. В этой сфере непросто сохранить баланс интересов потребителей и ресурсоснабжающих предприятий, поскольку создание условий бесперебойной поставки энергоресурсов зависит от вложений в материально-техническое оснащение и перевооружение оборудования. При этом нарушения финансовой дисциплины участниками рынка дестабилизируют работу предприятий-смежников и как следствие отрицательно сказываются на всем жилищно-коммунальном секторе. Задолженность предприятий тепло и водоснабжения за энергоресурсы на конец 2017 года превышала 2 миллиарда рублей, в том числе задолженность одного из крупнейших предприятий республики – АО «Коми тепловая компания» с 2015 года выросла более чем в два раза и составляет 454 миллиона. Помимо этого, предприятие не способно в полном объеме реализовать производственные программы, нацеленные, в том числе на реконструкцию и модернизацию системы теплоснабжения, фактическое исполнение таких мероприятий не превышает 50 % от плана.

Разбираясь в причинах, которые привели к такому состоянию мы пришли к выводу, что последние несколько лет рост долгов обусловлен отнюдь не задолженностью потребителей, а просчетами менеджеров предприятия и недостатками, допущенными Минстроем республики, который являлся одновременно уполномоченным органом тарифного регулирования и органом, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального комплекса. Так, с 2015 года тариф для АО «КТК» устанавливается путем индексации базового уровня расходов, подразумевающий его корректировку с применением индекса потребительских цен. К примеру, по Удорскому филиалу расходы на оплату труда учтены в тарифе в размере 91 миллион 400 тысяч, при фактических расходах 124 миллиона 300 тысяч рублей; в тарифе Троицко-Печорского филиала учтены расходы на приобретение природного газа в размере 37 миллионов 400 тысяч, а фактические расходы на 10 миллионов выше. Аналогичным образом последние два года складывается ситуация с приобретением угля - в 2017 году в тарифе учтено на 181 миллион меньше фактических затрат, разница цен на мазут составила 107 миллионов рублей.

Таким образом, недостаточность денежных средств очевидна уже на стадии установления тарифов.  При этом Минстрой республики, ни реальных мер, направленных на сокращение расходов предприятия, ни мер, направленных на установление экономически обоснованного тарифа, не принимает.

Более того, в сентябре 2017 года министерство провело плановую проверку соблюдения законодательства о тарифном регулировании в АО «КТК» по результатам которой констатировало отсутствие нарушений, разместив соответствующую информацию в Едином реестре проверок. Другими словами, они не видят нарушений в том, что предприятие тратит гораздо больше средств, чем предусмотрено тарифом и накапливает долги. Практически одновременно, при принятии бюджета Республики Коми на 2018 год министерство бравирует существенным сокращением бюджетных расходов на компенсацию разницы между экономически обоснованным тарифом и тарифом для потребителей.

В тоже время накопленные долги АО «КТК» уже в 2018 году заставили Правительство республики принять решение о выплате авансом компенсации выпадающих расходов предприятия на сумму свыше 500 миллионов рублей. За счет каких средств будут погашаться долги, которые образуются в 2018 году непонятно. При этом предприятие уже заплатило свыше 500 тысяч реблей пеней и неустоек за несвоевременное погашение долгов перед поставщиками энергоресурсов, а долги на сумму 265 миллионов еще находятся на исполнении у судебных приставов. И это ещё не все обратились в суд за взысканием.

*****

В 2017 году общее число выявленных преступлений коррупционной направленности уменьшилось на 19 % и составило 248, количество тяжких и особо тяжких преступлений сократилось с 216 до 163. При этом показатели работы прокуроров не снизились, и если в 2016 году нами выявлено каждое девятое преступление, то в 2017 году – каждое седьмое, а в городе Инта и Эжвинском районе города Сыктывкара коррупционные преступления в прошлом году никто кроме прокуроров не выявлял. Всего же по нашим материалам установлено 35 коррупционных преступных деяний, по которым возбуждено 32 уголовных дела, в том числе по фактам получения взяток, хищений, превышения полномочий, незаконного получения должностными лицами стимулирующих и компенсационных выплат. Наиболее эффективно сработали прокуроры городов Ухты и Усинска, из спецпрокуроров следует отметить результаты Ухтинского прокурора по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях.

Ряд уголовных дел, в основу которых положены и материалы прокурорских проверок, уже рассмотрен судом. Вступили в законную силу приговоры о реальном лишении свободы бывшему руководителю администрации города Инты Смирнову, руководству Комитета лесов и Службы по тарифам. После отмены по нашему апелляционному представлению оправдательного приговора осужден за легализацию преступных доходов депутат Государственного Совета республики Саядов. Почти три года заняло расследование и рассмотрение судом уголовного дела в отношении руководителя администрации Княжпогостского района Попова. Приговор о назначении ему длительного лишения свободы вступил в законную силу.

Менее суровое наказание назначено судами фигурантам уголовных дел, возместившим ущерб, причиненный преступлением. Так, заместитель руководителя Администрации Главы республики Сердитов, исполнив полностью исковые требования прокурора, до вынесения приговора возместил государству более тринадцати миллионов рублей, бывший депутат Государственного Совета Терентьев – шесть, а прежний руководитель администрации муниципального района «Сосногорск» Кирьяков – более пяти миллионов рублей.

При этом в поле зрения прокуроров и правоохранительных органов республики попадают не только местные чиновники. Так, при оценке законности распоряжения муниципальным имуществом, наше внимание привлекли обстоятельства передачи коммерсанту земельного участка для обслуживания здания по проспекту Ленина в городе Ухта. Земельным кодексом это не запрещено, однако эти земли не граничили с земельным участком здания, соответственно не могли использоваться для его обслуживания и подлежали реализации на торгах. В итоге земельный участок кадастровой стоимостью почти семь миллионов рублей реализован по цене чуть более одного миллиона, в связи с чем по результатам нашей проверки возбуждено уголовное дело. Кстати на этом участке предприниматель начал возводить новое здание, а недовольному стройкой жителю соседнего дома сломал челюсть. За что тоже привлекается к уголовной ответственности.

При расследовании этих фактов установлено, что и приватизация части здания проведена с нарушением порядка определения стоимости, а сказать проще – за имущество стоимостью более сорока миллионов рублей, заплатили лишь около двадцати миллионов. И опять бюджет не получил доход, но его получили коммерсант и бывший руководитель администрации города, которыми часть бывшего муниципального здания в дальнейшем продана региональному Отделению Пенсионного фонда, но уже за 165 миллионов рублей. В ходе расследования мною с одним из обвиняемых заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, и он сообщил, что такая выгодная сделка с Пенсионным фондом прошла благодаря «откату» в 18 миллионов рублей. Передача части этой суммы в размере четырех с половиной миллионов проводилась уже под контролем сотрудников ФСБ. Начальник департамента Пенсионного фонда России и его заместитель задержаны с поличным и сейчас привлекаются к уголовной ответственности за получение взятки в особо крупном размере. 

Кстати, если бы местные власти не продали как ненужное это здание, в котором изначально планировалось разместить детский сад, возможно не пришлось бы строить новый, но уже за 157 миллионов бюджетных средств. При их освоении 12 миллионов похитил подрядчик и отбывает за это пять лет в исправительной колонии общего режима. Начальник Управления капитального строительства Ухты, принявший возведенный с нарушениями объект, также привлечен к уголовной ответственности.

Сколько же еще нужно уголовных дел, чтобы нечистые на руку чиновники и предприниматели поняли, что обогащение за счёт бюджета и административного ресурса весьма рискованное занятие?

Вместе с тем, противодействие коррупции – это совместная работа, в которой должны участвовать не только правоохранительные органы. Мы уже заостряли внимание, что должностные лица органов контроля зачастую знают о допущенных нарушениях, но не пресекают их по определенным мотивам, в том числе корыстным. Именно за подобные действия в ушедшем году осужден бывший председатель Контрольно-счетной палаты республики, получавший взятки за сокрытие сведений о выявленных нарушениях. 

Смена руководства контрольного органа благоприятно отразилась на уровне межведомственного взаимодействия. Так, проверив расходование бюджетных средств, выделенных акционерному обществу «Коми ипотечная компания», председатель Контрольно-счетной палаты направила в прокуратуру акт о неэффективном их использовании. Мы проверили эти сведения и установили, что квартиры по договорам долевого участия приобретались у искусственно привлеченных посредников, а не застройщиков. «Освоение» средств по такой криминальной схеме увеличило бюджетные расходы на четырнадцать миллионов рублей, из которых посредники получили по десять тысяч, остальная часть досталась директору Коми ипотечной компании и её сыну. Бремя выплаты этой разницы легло на граждан-участников госпрограммы, для них стоимость однокомнатной квартиры увеличилась в среднем на двести тысяч рублей, двухкомнатной – на триста пятьдесят тысяч и трехкомнатной – на полмиллиона, да еще с уплатой ипотечных процентов.

По итогам прокурорской проверки в отношении должностных лиц Коми ипотечной компании возбуждены уголовные дела по части 4 статьи 160 Уголовного кодекса. Не дожидаясь их направления в суд, обвиняемые полностью возместили причиненный государственному предприятию ущерб. Но самое важное, что по результатам рассмотрения Правительством республики нашего представления в ипотечные договоры 34 граждан внесены изменения по снижению цены приобретаемых квартир и размера ипотечных платежей.

В настоящее время мы проводим проверку обоснованности приобретения Обществом квартир на вторичном рынке. Предлагаю гражданам информировать нас о фактах завышения цены при совершении таких сделок, необоснованных выплатах посредникам или представителям Коми ипотечной компании. Прокурорам требуется обеспечить тщательную проверку таких обращений, а аппарату прокуратуры взять их рассмотрение на контроль.

*****

В течение последних двух лет на территории Республики Коми наблюдается снижение на 9,5 % общего числа зарегистрированных преступлений. На этом фоне произошло закономерное снижение количества направленных в суд уголовных дел и привлеченных к уголовной ответственности на 11 %.

Вместе с тем, значительное снижение нагрузки положительно не отразилось на качестве и эффективности деятельности на досудебной стадии уголовного судопроизводства, а также на состоянии прокурорского надзора.

Несмотря на снижение на 1 573 или на 14,5 % оконченных уголовных дел прокурорам не удалось существенно повлиять на состояние законности на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Ситуация с соблюдением конституционных прав граждан не изменилась, поскольку по результатам расследования уголовных дел принято 511 решений о прекращении по реабилитирующим основаниям. Самое большое количество таких решений отмечено в городах Сыктывкаре – 106, Воркуте – 96, Ухте – 88 и Эжвинском районе города Сыктывкара – 43.  

 Указанные нарушения привели к росту с 266 до 347 реабилитированных лиц по уголовным делам, в том числе в 2 раза с 9 до 18 возросло число лиц, оправданных судами.

Одним из последствий реабилитации в уголовном судопроизводстве является возможность предъявления гражданами требований о компенсации причиненного вреда, который возмещается за счет казны Российской Федерации. Сумма возмещения морального вреда за незаконные действия органов расследования, взысканная судами из средств федерального бюджета по искам реабилитированных, возросла с 5 до 7 миллионов рублей, при этом половина – по делам следователей Следственного комитета, в производстве которых находилось лишь 11 % уголовных дел от общего числа возбужденных всеми органами.   

При этом обращаю внимание, что согласно статьи 1081 Гражданского Кодекса в случае возмещения вреда по указанным основаниям, Российская Федерация имеет право регресса к непосредственным его причинителям, а это, в первую очередь, следователи и дознаватели. Такая практика формируется, прокуратурой республики в суд уже направлено 2 исковых заявления к бывшему следователю, за незаконные действия которого произведено возмещение за счет средств казны Российской Федерации лицам, незаконно привлеченным к уголовной ответственности. Решением Сыктывкарского городского суда от 07.11.2017 одно исковое заявление о взыскании ущерба в порядке регресса в размере 420 тысяч рублей рассмотрено и удовлетворено, другое на сумму 340 тысяч рублей –  находится на рассмотрении.

О существенном снижении качества предварительного расследования, свидетельствует рост в 3 раза с 51 до 150 числа вынесенных прокурорами и судами постановлений о признании доказательств недопустимыми. Наибольшую тревогу вызывают нарушения, допускаемые следователями Следственного комитета, поскольку почти половина недопустимых доказательств – 67 признана по их делам.

Прокурорами городов Усинска, Воркуты, Сосногорска и Печорским межрайонным прокурором положения статей 75 и 88 УПК России, регламентирующих порядок и основания признания доказательств недопустимыми, в надзорной деятельности не применялись. В то же время приговором Верховного суда республики в отношении двух лиц, осужденных за совершение убийства в городе Усинске, признаны недопустимыми 14 доказательств, в том числе протоколы явок с повинной, заключения судебных экспертиз, протоколы выемок. Все они оставлены без внимания надзирающего прокурора.   

Об ослаблении прокурорского надзора и недостатках расследования свидетельствует 103 уголовных дела, возвращенных судами в порядке статьи 237 УПК России. Наибольшее число уголовных дел возвращено прокурорам городов Сыктывкара – 25, Ухты – 16 и Воркуты – 15. Даже при незначительном количестве направленных в суд возвращено по 2 дела прокурорам города Вуктыла, Усть-Вымского, Удорского и Усть-Цилемского районов. Изучение судебных решений показало, что по большинству уголовных дел ошибки очевидны и их можно было легко избежать. Только в 65 случаях уголовные дела возвращены судами по причине неправильного указания времени, места, способа совершения преступления, данных обвиняемого и потерпевшего, а в 2 случаях – исключительно по вине прокуроров, которые забыли утвердить обвинительные заключения. При этом число обжалованных и отменных в апелляционном порядке таких судебных решений сократилось почти в 2 раза с 22 до 13. 

За допущенные нарушения прав и свобод граждан при производстве предварительного расследования судами также вынесено 23 частных постановления.

Несмотря на снижение на 17% приостановленных производством уголовных дел, прокурорами не обеспечена надлежащая проверка законности принятых по ним решений. В городе Воркуте при отсутствии объективных данных о невозможности реального участия обвиняемого в уголовном деле выносились незаконные постановления о приостановлении производства дознания. При этом прокуратура города данные нарушения оставила без внимания и только после вмешательства прокуратуры республики приняты меры по расследованию уголовных дел и их направлению в суд.

Неисполнение требований приказов Генерального прокурора Российской Федерации допущено прокуратурой города Ухты, руководителями которой после отмены более 50 незаконных постановлений о приостановлении уголовных дел, ход и результаты расследования не контролировались, дознавателями и следователями длительное время, в том числе свыше 10 месяцев, к производству уголовные дела не принимались.

Несмотря на то, что надзорные полномочия прокурора на стадии следствия ограничены статьями 146 и 221 УПК России об отмене незаконных решений о возбуждении уголовного дела и возвращении уголовных дел для производства дополнительного следствия, это не означает, что после возбуждения уголовного дела и до его направления в суд мы должны «сидеть сложа руки». Эффективным воздействием на качество и полноту расследования является внесение требований об устранении нарушений федерального законодательства, что прямо предусмотрено статьей 37 УПК России и возможно на любой стадии расследования уголовного дела. Такие требования должны быть конкретными и мотивированными. В случае необеспечения полноты расследования в них необходимо чётко излагать допущенные нарушения, а при выявлении незаконных решений – требовать их отмены. Прокурорам надлежит каждое обращение участников уголовного судопроизводства рассматривать как повод для детального изучения находящихся в производстве уголовных дел не только для проверки доводов заявителей, но также в целях выявления других нарушений закона и принятия по ним мер реагирования. На этом этапе должна даваться оценка законности всем принятым по делу решениям, действиям и бездействиям следователей и дознавателей.

Организацию исполнения приказов Генерального прокурора Российской Федерации, регламентирующих надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, должно обеспечивать управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью. Однако о каком положительном влиянии на нижестоящих прокуроров может идти речь, если, осуществляя непосредственный надзор за следственными подразделениями центральных аппаратов МВД и Следственного комитета, в производстве которых находилось 369 уголовных дел, за год внесено только 8 требований, удельный вес которых составил 0,3 % от общего числа актов реагирования. При этом в судах недопустимыми признано 28 доказательств по уголовным делам, которые изучались работниками данного управления. В целях эффективной организации прокурорского надзора и правильного обозначения приоритетов перед прокурорами и органами предварительного расследования поручаю заместителю, курирующему данное структурное подразделение, совместно с отделом кадров проработать вопрос об оптимизации структуры управления с учётом специфики надзора за следствием и дознанием, разработать новое положение и грамотно распределить обязанности.

*****

Введенный в 2016 году институт административной преюдиции в целом благоприятно сказался на состоянии безопасности на дорогах. Число преступлений, предусмотренных статьёй 264 УК РФ за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств сократилось со 143 до 127 или на 11,2 %, а по статье 264.1 – нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию – с 808 до 564, или на 30,2 %.

В то же время проверкой сведений о лицах, подвергнутых административному наказанию за повторное совершение административных правонарушений, предусматривающих ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения, аппаратом прокуратуры выявлено 9 укрытых от учета преступлений, предусмотренных ст. 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Так, работниками органов внутренних дел городов Сыктывкара и Печоры при установлении факта управления лицом транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения сведения о привлечении этого лица ранее к административной ответственности за аналогичное правонарушение надлежащим образом не проверялись, к материалам об административном правонарушении не приобщались.

Вместе с тем, согласно требованиям Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации по делу об административном правонарушении в числе других подлежат выяснению обстоятельства, отягчающие административную ответственность, к которым относятся и сведения о повторном совершении однородного административного правонарушения.

В отсутствие указанных сведений, материалы необоснованно направлялись мировым судьям в порядке административного производства. В свою очередь и мировые судьи не соблюдали требования КоАП о всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств каждого дела, принимая незаконные судебные решения о привлечении к административной ответственности.

По выявленным фактам подразделениями дознания органов внутренних дел Сыктывкара и Печоры на основании наших материалов возбуждено 9 уголовных дел. Незаконные судебные решения о привлечении лиц к административной ответственности нами опротестованы. По результатам рассмотрения представления прокуратуры министром внутренних дел два руководителя территориальных отделов ГИБДД привлечены к дисциплинарной ответственности.

Прокурорам, с целью выявления фактов укрытия от учета преступлений, имеющих административную преюдицию на постоянной основе необходимо изучать сведения программно-технического комплекса «Информационная база данных-Регион» о лицах, повторно совершивших административные правонарушения, предусмотренные специальными составами КоАП России.

*****

Укреплению принципа неотвратимости наказания способствует поддержание законности не только в местах лишения свободы, куда направляется только треть осуждаемых в республике лиц, но не в меньшей степени – исполнение наказаний без изоляции осужденных от общества, которое обеспечивается федеральным казённым учреждением «Уголовно-исполнительная инспекция» Управления ФСИН России по Республике Коми и его территориальными филиалами. В минувшем году по учётам инспекции прошли 9 078 лиц, и на конец года на учете состояло 4 145 осужденных.

Прокурорами в 2017 году проведено 106 проверок в уголовно-исполнительной инспекции, выявлено 179 нарушений законов, принесено 7 протестов, внесено 34 представления, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 25 лиц.

Замечу, что только в ходе одной проверки, проведённой в сентябре   комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации в подразделениях инспекции в городе Сыктывкаре, Эжвинском, Корткеросском и Сыктывдинском районах выявлено 38 нарушений, опротестовано 4 решения руководителей филиалов инспекции и 16 актов органов местного самоуправления, объявлено 3 предостережения, внесено 9 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 9 должностных лиц. При этом должностные лица Управления ФСИН с проверками в филиалы инспекции в 2017 году выезжали 29 раз, но эти нарушения не установили.

С сожалением следует констатировать, что большинство прокуроров и отдел по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний надзор в этой сфере осуществляют по остаточному принципу. Установленная приказом Генерального прокурора Российской Федерации ежеквартальная периодичность проверок хотя и обеспечивается, но их качество не соответствует состоянию законности. Выявлением нарушений и внесением актов прокурорского реагирования завершается менее половины из них. Прокурорами Воркуты, Сосногорска, Ижемского, Княжпогостского, Прилузского и Усть-Куломского районов нарушения законов  в деятельности инспекции выявлялись эпизодически, а прокурорами города Усинска и Удорского района в минувшем году не выявлялись вообще.

Причина одна – отсутствие организующей роли отраслевого отдела. За последние 3 года на плановой основе состояние дел в указанной сфере не изучалось и не анализировалось, длительное время нарушения оставались вне поля зрения. Непосредственно в план работы отдела проверки подразделений и аппарата инспекции не включались, не давалась оценка низкой эффективности ведомственного контроля. В этот период внесено всего 4 представления, причём все по результатам исполнения поручений, данных мною в связи с поступлением документов из Генеральной прокуратуры.

Требую от отраслевого отдела и территориальных прокуроров в кратчайшие сроки внести коррективы в работу на указанном направлении. Управлению ФСИН предлагаю ввести практику совместных выездов с проверками в филиалы уголовно-исполнительной инспекции в рамках координационной деятельности.

*****

Завершая своё выступление, хочу обратить ваше внимание на следующее.

18 марта пройдут выборы Президента Российской Федерации. Наша основная цель – обеспечить законность этого процесса на всех стадиях в соответствии с требованиями закона, организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры и прокуратуры республики.

И последнее. В конце минувшего года по решению Генерального прокурора Российской Федерации создана Воркутинская межрайонная прокуратура по надзору за исполнением законодательства в угледобывающей отрасли. Положение о ней мы направили в заинтересованные органы власти, местного самоуправления, и правоохранительные органы. Пользуясь присутствием здесь большинства руководителей, попрошу вас организовать изучение положения в территориальных подразделениях, поскольку именно в нём содержится чёткое разграничение компетенции между прокуратурами городов Воркуты и Инты и созданной спецпрокуратурой.

Уважаемые коллеги.

Безусловно, в своём выступлении я обратил внимание не на все направления прокурорской деятельности, а остановился лишь на основных «болевых» точках и существующих проблемах.

Хочу отметить, что в целом весь комплекс мер, принимаемых прокуратурой во взаимодействии с правоохранительными органами, органами власти и общественностью оказывает положительное воздействие на состояние законности в республике. Поэтому я хотел бы поблагодарить всех вас за совместную конструктивную работу.

Вместе с тем, решить все существующие проблемы одномоментно невозможно. Концентрировать свои усилия мы должны на базисных направлениях, от которых зависят благосостояние людей, безопасность и интересы государства.

Благодарю за внимание."


Возврат к списку