Защита прав субъектов предпринимательской деятельности – одно из приоритетных направлений деятельности прокуратуры Республики Коми

04.05.2007

Прокурорами городов и районов республики в течение 2006 года оспорено 25 незакон­ных муниципальных правовых актов, которыми в той или иной мере ограничивались права предпринимателей и создавались административные барьеры в развитии предприниматель­ства.

Так, при принятии органами местного самоуправления нормативных правовых актов имели место случаи введения обязательного свидетельства на право торговли.

По протесту прокурора Усть-Цилемского района отменено постановление и.о. главы администрации от 29.08.2006 № 561 «О проведении ярмарок, вы­ставок-продаж на территории муниципального района «Усть-Цилемский». Данный правовой акт регулировал правоотношения в области защиты прав потребителей, устанавливал обя­занности продавцу, а также предусматривал введение разрешения на участие в ярмарках, вы­ставках-продажах, выдаваемого администрацией МО МР «Усть-Цилемский» (протест удов­летворен).

Аналогично прокурором г.Ухты были опротестованы постановление главы от 11.08.2006 № 3034, утвердившее порядок выдачи разрешений на распространение наружной рекламы и установку рекламной конструкции, а также решение Совета от 20.10.2005 № 13 «О киосках и павильонах, размещенных на территории Ухты, которым в нарушение федерального законодательства срок продления договоров на право установки малых форм архитектуры (киосков), кроме расположенных на автобусных остановках, и предоставления земельных участков в аренду для эксплуатации ранее установ­ленных малых форм архитектуры (киосков), был ограничен 01.01.2007.

Эти документы противоре­чили Указу Президента Российской Федерации от 29.01.1992 № 65 «О свободе торговли» и ст. 15 Федерального закона от 06.10.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей органам местного самоуправления принимать акты, создающие необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующего субъекта. Протест прокурора рассмот­рен и удовлетворен.

Имели место случаи установления правовыми актами органов местного самоуправле­ ния дополнительных обязанностей для субъектов предпринимательской деятельности.

Постановлением главы администрации Корткеросского района от 01.03.2006 № 155 «О квотировании рабочих мест» для всех работодателей независимо от организационно-правовой формы и формы собственности установлены обязательные квоты для трудоустрой­ства граждан, испытывающих трудности в поиске работы. При этом возмещение работодате­лям затрат, связанных с обязательным трудоустройством определенной категории граждан, постановлением не предусмотрено. Обязательство по трудоустройству безработных граждан на работодателей возложено в нарушение требований ст.ст. 13, 25, 26 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (по протесту прокурора правовой акт приведен в соответствие с законодательством).

В  2007 году органами прокуратуры республики оспорены 2 муни­ципальных правовых акта в сфере регулирования предпринимательской деятельности, не со­ответствующих федеральному законодательству.

Так, прокурором Усть-Цилемского района принесен протест на ряд пунктов решения Совета от 29.11.2006 № 379/27 «О еди­ном налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории муници­пального образования муниципального района «Усть-Цилемский». Оспариваемыми пункта­ми на плательщиков единого налога на вмененный доход была возложена обязанность пре­доставлять в налоговые органы режим работы, согласованный с заведующим отделом эко­номического развития администрации муниципального района «Усть-Цилемский», в случае прекращения деятельности на какой либо период - уведомление в произвольной форме не позднее чем за 3 дня до прекращения деятельности, что противоречит подпункту Налоговому кодексу РФ. Протест прокурора рассмотрен и удовлетворен.

Прокуратурой г. Усинска в 2006 году по обращению предпринимателей были выявле­ны нарушения законности со стороны администрации города Усинска. Так, при рас­смотрении заявлений предпринимателей о размещении объектов торговли был применен разрешительный порядок, в частности, издан ряд постановлений «о разрешении установки», «о регистрации» торговых киосков, товаров.

Наряду с этим было установлено, что администрацией муниципального образования не было обеспечено надлежащее рассмотрение заявлений предпринимателей: все поступающие в администрацию заявления рассматривались на комиссии по размещению малых форм ар­хитектуры, которая не является специально уполномоченным органом, как того требует за­конодательство; постановления «о разрешении установки», «о регистрации» торговых киос­ков, тонаров главой администрации выносились только в случае наличия согласования ко­миссии; при отсутствии такового никаких решений, в том числе об отказе в предоставлении земельного участка, по поступившим заявлениям не принималось. По результатам проверки прокурором г. Усинска в адрес главы внесено представление.

Кроме того, прокурором г. Усинска было возбуждено уголовное дело по при­знакам состава преступления, предусмотренного ст. 330 ч.1 УК РФ, по факту незаконных действий представителей МУП «ГорДЕЗ» в отношении занимающихся торговой деятельно­стью предпринимателей. Действия выразились в принятии и исполнении необоснованного решения о демонтаже и переносе торговых ларьков, в результате чего ряду предпринимате­лей был причинен существенный вред. Уголовное дело направлено для рассмотрения в суд.

Прокурором г. Ухты в ходе проверки обращения индивидуального предпринимателя было установлено, что сотрудники межрайонной ИФНС № 3 по Республике Коми дважды в течение  года направляли в его адрес требования о предоставлении рас­ходных документов для проведения камеральной проверки, в то время, как подлинники запрашиваемых документов находились в данном налоговом органе. Лишь после прокурорско­го вмешательства был подтвержден факт нахождения в налоговом органе расходных доку­ментов, представленных предпринимателем. В связи с допущенными нарушениями прав ин­дивидуального предпринимателя в адрес руководителя налогового органа внесено представление об устранении нарушений требований Налогового кодекса РФ.

В ходе проведенных проверок выявлены наруше­ния в деятельности органов внутренних дел г. Вуктыла, администрациях муниципальных об­разований Печоры и Усинска.

Так, прокурором г. Вуктыла по результатам проверки доводов, изложенных в обраще­нии предпринимателя без образования юридического лица о незаконных  действиях сотрудников ОВД г. Вуктыла при проведении проверок в торговых точках, внесено представление в адрес начальника ОВД. Основанием для внесения акта прокурор­ского реагирования явилось нарушение требований Закона РФ «О милиции» в части прове­дения оперативного мероприятия. Представление рассмотрено, два оперативных сотрудника ОВД по результатам рассмотрения депремированы.

Печорским межрайонным прокурором проведена проверка в администрации г. Печоры в связи с поступившим обращением предпринимателя о проверке законности и обоснованности расторжения с ней администрацией догово­ра аренды недвижимого имущества. По результатам проверки в адрес и.о.руководителя администрации внесено представление об устранении нарушений гражданского законодательства (ни договором, ни законом не предусмотрены такие основания одностороннего отказа от исполнения договора, как отсутствие ремонта в занимаемом помещении и несоответствие, по мнению администра­ции, помещений, арендуемых предпринимателем санитарно-эпидемиологическим требованиям). Представление находится на рассмотрении.

В 2006 году установлен один факт незаконного применения должностными лицами
органов государственного контроля или надзора к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер принуждения и ответственности (в истекшем периоде 2007 года - ни одного).

Так, при проверке законности постановлений административных органов установлено, что постановление, вынесенное заместителем главного государственного санитарного врача по Республике Коми по городу Ухте № 150 от 04.05.2006 о привлечении МУП «Ухтаэнерго» к административной ответственности на основании ст.8.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей, противоречит действующему законодательству.
 По результатам проверки на основании представленных прокуратурой г. Ухты материа­лов прокуратурой республики направлено заявление в арбитражный суд, которое рассмотре­но и удовлетворено.

Прокуратурой г. Усинска в 2006 году расследовано и направлено в суд уголовное дело  по обвинению директора МУП «Городская Дирекция Единого Заказчика» Арапова И.А. по ст.330 ч.1 УК РФ по факту самоуправных действий, выразив­шихся в незаконном демонтаже и вывозе за пределы города киосков предпринимателей.

Печорской межрайонной прокуратурой Республики Коми возбуждено уго­ловное дело по ст.290 ч.1 УК РФ в отношении заместителя начальника ОГПН г. Печора Кокоулина А.П., который получил взятку от предпринимателя Винокурова А.А. в сумме 5 000 рублей, за выдачу заключения о соблюдении на объектах соискателя требований пожарной безопасности, в соответствии с которым, состояние принадлежащего ему помещения закусочной «Пальма» соответствовало требованиям пожарной безопасности.

Приговором Печорского федерального городского суда Республики Коми Кокоулин А.П. признан виновным по ст.290 ч.1 УК РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Всего в течение 2006 года органами прокуратуры республики проведено более 100 проверок исполнения законов о защите прав субъектов предпринимательской деятель­ности, по результатам которых принесено 34 протеста на незаконные правовые акты органов местного самоуправления, контролирующих органов, ущемляющих права субъектов предпринимательской деятельности, внесено 54 представления в различные государственные органы и органы местного самоуправления об устранении нарушений прав предпринимателей, 3 должностных лица предостережены о недопустимости на­рушения закона, направлено 51 заявление в суд.

В порядке реализации полномочий в арбитражном судопроизводстве прокуратурой Республики Коми в защиту прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности предъявлено в Арбитражный суд РК 48 заявлений.

В течение двух месяцев текущего года органами прокуратуры республики проведено 18 проверок исполнения законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности. По ре­зультатам 3 проверок выявлены нарушения федерального законодательства, с целью устра­нения которых внесены 3 представления, принесен 1 протест (удовлетворен), в суд направ­лено 1 заявление (удовлетворено).

Возврат к списку