Оспаривание решений государственных экзаменационных и конфликтных комиссий

23.11.2017

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 13 статьи 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» проведение государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) возможно в форме единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ).

Обобщение Верховного Суда РФ совместно с верховными судами республик, краевыми, областными и равными им судами судебной практики рассмотрения судами в 2016 году административных дел об оспаривании решений государственных экзаменационных и конфликтных комиссий субъектов Российской Федерации при проведении ГИА по программам среднего общего образования в форме ЕГЭ показало, что количество рассмотренных судами общей юрисдикции административных дел указанной категории составляет – 55.

При этом 87 % вынесенных судами первой инстанции решений не обжаловались.

Необходимо знать, что в соответствии с пунктами 45 и 71 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (далее - Порядок) для удаления обучающегося с экзамена и (или) аннулирования результатов ЕГЭ достаточно установить факт наличия у экзаменуемого запрещенного к использованию в период проведения ГИА предмета, независимо от его фактического использования данным обучающимся в период ЕГЭ.

Однако в ряде случаев требования административных исковых заявлений о признании незаконными актов об удалении обучающихся из пунктов проведения экзаменов и об аннулировании результатов ГИА удовлетворялись, в связи с тем, что обнаруженный у экзаменуемого запрещенный предмет в процессе ГИА не использовался, что противоречит действующему законодательству.

Кроме того, в соответствии с абзацем 16 пункта 45 Порядка лица, допустившие нарушение установленного порядка проведения ГИА, удаляются с экзамена на основании акта, в котором ставится подпись членов государственной экзаменационной комиссии (далее - ГЭК). Некоторые административные истцы считали акты об удалении обучающихся незаконными, поскольку полагали, что необходимо наличие в указанном акте подписей всех членов ГЭК.

Вместе с тем, согласно абзацу 3 пункта 40 Порядка акт об удалении обучающегося с экзамена должен быть составлен и подписан не менее одним членом ГЭК, присутствующим в пункте проведения экзаменов.

40

Возврат к списку