Правовые основы объединения муниципальных образований

02.11.2011
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, является формой осуществления народом своей власти, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения, статус и границы которых определяется законами субъектов Российской Федерации.
В республике перечень административно-территориальных единиц Республики Коми, категории (виды) административно-территориальных образований и административных территорий, статус и категории населенных пунктов, состав, административные центры и границы административно-территориальных образований и административных территорий установлены Законом Республики Коми от 06.03.2006 № 13-РЗ «Об административно-территориальном устройстве Республики Коми».

Федеральным законодателем предусмотрена процедура преобразования муниципальных образований, под которой понимаются объединение муниципальных образований или их разделение, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа (статья 13 Федерального закона № 131-ФЗ).

Инициатива о проведении преобразования может исходить как от населения, так и от органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти. При этом инициатива населения по указанному вопросу может реализовываться путем проведения референдума, а инициатива органов государственной власти и местного самоуправления, оформляется решениями соответствующих органов.

Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется только с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений. Вопросы преобразования муниципальных образований подлежат обязательному обсуждению на публичных слушаниях, что предполагает участие жителей в решении указанного вопроса (пункт 4 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ).

Только соблюдение всех необходимых процедур является основанием для принятия субъектом Российской Федерации соответствующего закона.

За период исполнения Федерального закона № 131-ФЗ на территории Республики Коми процедура объединения сельских поселения проводилась только на территории Печорского района. Так, в 2010 году были объединены сельские поселения Чикшино и Березовка, а в сентябре 2011 Государственным Советом Республики Коми рассмотрены вопросы об объединении целого ряда сельских поселений района. В результате проведенных мероприятий в настоящее время на административной территории местное самоуправление осуществляется в 7 муниципальных образованиях вместо 15, которые были созданы первоначально со дня реализации настоящего Закона.

Возврат к списку