наверх
167982, Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 23

Олимпийская символика 2014 – как объект защиты мерами прокурорского реагирования

  • Главная
  • Консультации по вопросам федерального законодательства

Печать

29.06.2011

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи (далее - Олимпийские игры и Паралимпийские игры) осуществляется на основе норм Федерального закона от 01 декабря 2007 года № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный Закон № 310-ФЗ, Закон).

В части 1 статьи 7 Федерального закона № 310-ФЗ определено, что под олимпийской символикой понимаются наименования «Олимпийский», «Олимпиада», «Сочи 2014», «Olympic», «Olympian», «Olympiad», «Olympic Winter Games», «Olympic Games», «Sochi 2014» и образованные на их основе слова и словосочетания, олимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Олимпийс ких игр и олимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними. Под паралимпийской символикой понимаются наименования «Паралимпийский», «Паралимпиада», «Paralympic», «Paralympian», «Paralympiad», «Paralympic Winter Games», «Paralympic Games » и образованные на их основе слова и словосочетания, паралимпийские символ, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Паралимпийских игр и паралимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними. К олимпийской символике и паралимпийской символике относятся также про изведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные произведения, содержащие олимпийскую символику и (или) паралимпийскую символику или ее элементы и предназначенные для обозначения Олимпийских игр и Паралимпийских игр, а также олимпийских игр и паралимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними.

Частью 2 статьи 7 Закона установлено, что использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики, в том числе для обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров), в составе доменных имен и иным способом, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским играм и Паралимпийским играм, допускается только при условии заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями.

Указанный Закон также прямо определяет, что продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались олимпийская символика и (или) паралимпийская символика, а также введение в заблуждение, в том числе создание ложного представления о причастности производителя товара, рекламодателя к Олимпийским и (или) Паралимпийским играм, в том числе в качестве спонсора, признаются недобросовестной конкуренцией.

Данная норма является специальной по отношению к пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции. С учетом этого такие действия признаются недобросовестной конкуренцией и в том случае, если они не приводят и не могут привести к последствиям, упомянутым в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции (п.1 ч.1 ст.8 Закона).

За осуществление действий, подпадающих под незаконную конкуренцию, Кодекс об административных правонарушениях (ст.14.33) предусматривает административную ответственность в размере до пятисот тысяч рублей - на юридических лиц и до двадцати тысяч – на предпринимателей.

При этом в зависимости от того, выражаются ли соответствующие действия во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг или нет, они подлежат квалификации по части 1 или части 2 статьи 14.33 КоАП РФ. Указанное также подтверждается мнением Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенном в определении от 10 мая 2011 года № ВАС-3255/11.

Прокурор при осуществлении надзора за соблюдением законов, действующих на территории Российской Федерации, вправе, в силу предусмотренных законом полномочий, возбудить дело о любом административном правонарушении (ст.28.4 КоАП РФ).

Поэтому при реализации надзорных функций прокурор, установив факт незаконного использования олимпийской символики и (или) паралимпийской символики, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, вправе  возбудить дело об административном правонарушении.

Окончательно вопрос о привлечении к административной ответственности решает анимонопольный орган либо суд, которые рассматривают такие дела. 

Возврат к списку