наверх
167982, Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 23

О принятии государственными и муниципальными служащими мер по предотвращению конфликта интересов

  • Главная
  • Консультации по вопросам федерального законодательства

Печать

31.05.2011

Действующим законодательством установлена обязанность государственных и муниципальных служащих принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Немаловажную роль в механизме предотвращения и урегулирования конфликта интересов играют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссии), созданные в государственных органах и органах местного самоуправления.

Органами прокуратуры республики принимаются активные меры к повышению их значимости, проводятся проверки законности и оценка эффективности их деятельности.

Результаты проведенных в 2010 – 1 квартале 2011 года проверок в ряде исполнительных органов государственной власти Республики Коми (Министерстве здравоохранения Республики Коми, Службе по техническому надзору Республики Коми, Службе по ветеринарному надзору Республики Коми, Министерстве промышленности и энергетики Республики Коми), органах местного самоуправления позволяют сделать вывод, что наиболее распространенными нарушениями являются несоответствие нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Комиссий, требованиям законодательства, нарушения процедуры рассмотрения вопросов, относящихся к их компетенции.

В 2010 году прокурорами городов и районов по различным основаниям опротестованы 26 нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регламентирующих деятельность Комиссий и противоречащих действующему законодательству. Аналогичные нарушения выявлялись и в истекшем периоде 2011 года.

Оценка эффективности деятельности Комиссий по результатам прокурорских проверок позволяет сделать вывод об их недостаточно активной, зачастую формальной работе, что влечет ненадлежащее исполнение возложенной антикоррупционной функции.

Действенной мерой для активизации работы Комиссий является направление прокурором информации о нарушениях закона, требующих рассмотрения Комиссиями.

В 2010 – истекшем период 2011 года прокурором республики в установленном порядке направлены информации о несоблюдении требований закона о предотвращении и урегулировании конфликта интересов руководителями ряда республиканских министерств и территориальных структур федеральных органов власти.

Необходимо отметить, что круг субъектов, обладающих в правом направления информации о несоблюдении установленных ограничений лицами, замещающими государственные должности Республики Коми, несоблюдения требований к служебному поведению государственными, муниципальными служащими для проведения проверки и при наличии оснований передачи для рассмотрения в Совет при Главе Республики Коми по противодействию коррупции либо Комиссию соответствующего органа достаточно широк.

 К ним относятся правоохранительные органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица, постоянно действующие руководящие органы политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, Общественная палата Российской Федерации, Общественная палата Республики Коми, в отношении государственных гражданских служащих - уполномоченные должностные лица кадровой службы соответствующего органа.

Реализация указанными субъектами рассматриваемого права способна существенно повлиять на активизацию механизма урегулирования конфликта интересов на государственной, муниципальной службе.

Возврат к списку