наверх
167982, Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 23

О порядке привлечения к уголовной ответственности лиц, обладающих особым правовым статусом

  • Главная
  • Консультации по вопросам уголовного судопроизводства

Печать

20.04.2011

Для отдельных категорий граждан, на которых возложено исполнение важных государственных и общественных полномочий, федеральным законодательством предусмотрены дополнительные гарантии их независимости, в том числе особый порядок их привлечения к уголовной ответственности, который регламентирован главой 52 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ).

К лицам, обладающим особым правовым статусом, отнесены:

- члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица органа местного самоуправления;

- судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировые судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжные или арбитражные заседатели в период осуществления им правосудия;

- Председатель Счетной палаты РФ, его заместители и аудиторы Счетной палаты РФ;

- Уполномоченный по правам человека в РФ;

- Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидаты в Президенты РФ;

- прокурор;

- Председатель Следственного комитета РФ;

- руководитель следственного органа, следователь;

- адвокат;

- член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;

- зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы, зарегистрированный кандидат в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц, либо о привлечении их в качестве обвиняемых, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается не в общем порядке, а с соблюдением определенной процедуры, исключающей возможность незаконного привлечения лица к уголовной ответственности с целью оказания на него давления при исполнении им своих государственных или общественных полномочий.

Соответствующее решение принимается:

- в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы - Председателем Следственного комитета РФ с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы;

- в отношении Генерального прокурора РФ - Председателем Следственного комитета РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Генерального прокурора РФ признаков преступления;

- в отношении Председателя Следственного комитета РФ - исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления;

- в отношении судьи Конституционного Суда РФ - Председателем Следственного комитета РФ с согласия Конституционного Суда РФ;

- в отношении судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда - Председателем Следственного комитета РФ с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ;

- в отношении иных судей - Председателем Следственного комитета РФ с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;

- в отношении Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ - Председателем Следственного комитета РФ;

- в отношении Уполномоченного по правам человека в РФ - Председателем Следственного комитета РФ;

- в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ - Председателем Следственного комитета РФ;

- в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ - руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ;

- в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката - руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов - Председателем Следственного комитета РФ или его заместителем;

- в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления - руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ;

- в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса - руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ, а в отношении члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта РФ - Председателем Следственного комитета РФ;

- в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы - в соответствии со статьями 146 и 171 УПК РФ с согласия Председателя Следственного комитета РФ; и УПК РФ с согласия Председателя Следственного комитета РФ;

- в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ - в соответствии со статьями 146 и 171 УПК РФ с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ. и УПК РФ с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ.

После возбуждения уголовного дела либо привлечения лица в качестве обвиняемого в описанном выше порядке следственные и иные процессуальные действия в отношении такого лица производятся по общей процедуре.

Исключением из данной нормы является порядок задержания, установленный статьей 91 УПК РФ. Так, член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности. УПК РФ. Так, член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

Судебное решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда РФ, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия соответственно Конституционного Суда РФ или квалификационной коллегии судей.

Судебное решение об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в РФ в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы.

Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу может быть возбуждено следователем или дознавателем в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, кандидата в Президенты РФ с согласия Председателя Следственного комитета РФ, а в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ - с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ.

Следственные и иные процессуальные действия, осуществляемые в соответствии с УПК РФ не иначе как на основании судебного решения, в отношении лиц, обладающих особым правовым статусом, если уголовное дело в отношении его не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, производятся с согласия суда соответствующего уровня, предусмотренного порядком возбуждения уголовного дела.

В случае, когда уголовное дело было возбуждено либо привлечение лица в качестве обвиняемого состоялось в описанном выше порядке, после окончания предварительного расследования уголовное дело в отношении такого лица направляется в суд, которому оно подсудно в соответствии с правилами, установленными УПК РФ.

Исключением являются уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда, которые по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматриваются Верховным Судом РФ.

 

Возврат к списку