наверх
167982, Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 23

Организация трудовой деятельности несовершеннолетних

  • Главная
  • Консультации по вопросам федерального законодательства

Печать

02.03.2011

 

Особенности трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет определяются Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением (ст. 272 ТК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» несовершеннолетние относятся к категории граждан, особо нуждающейся в социальной защите и испытывающей трудности в поиске работы. Для таких категорий граждан государство обеспечивает дополнительные гарантии занятости: разработку и реализацию целевых программ содействия занятости, создание дополнительных рабочих мест, установление квоты для приема на работу, предоставление услуг по профессиональной ориентации, организацию обучения по специальным программам и осуществление других мер.

С целью повышения эффективности занятости населения, в том числе несовершеннолетних граждан и молодежи, приказом Управления Республики Коми по занятости населения от 03.12.2008 № 111-П утверждена ведомственная целевая «Программа содействия занятости населения Республики Коми на 2009-2011 годы».

Для обеспечения занятости несовершеннолетних, испытывающих трудности в поиске работы, в соответствии со ст. 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» на территории Республики Коми ежегодно главами муниципальных образований принимаются правовые акты, регулирующие вопросы организации трудоустройства несовершеннолетних граждан на временную работу в каникулярный период и в свободное от учебы время, а также организации летнего отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних. Кроме того, на правовом уровне главами администраций муниципальных образований ежегодно утверждаются мероприятия по организации трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Необходимость квотирования рабочих мест для лиц моложе 18 лет предусмотрена ст. 11 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу моложе 18 лет, направленному органом службы занятости в счет квоты. Отказ в приеме на работу по такому направлению может быть обжалован в суд (ст. 391 Трудового кодекса российской Федерации). Вместе с этим работодатель вправе трудоустраивать лиц моложе 18 лет на квотируемые рабочие места и при отсутствии у них указанных направлений.

Квотируемые рабочие места организуются работодателями за счет собственных средств независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организации.

Если лицам, не достигшим 18-летнего возраста, невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у них необходимой профессиональной квалификации, органы службы занятости могут направлять их на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку.

Выпускники общеобразовательных учреждений и другие лица моложе 18 лет, не имеющие профессии (специальности), направляются на профессиональное обучение в приоритетном порядке. Профессиональное обучение осуществляется в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или в иных образовательных учреждениях.

Трудоустройство лиц, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования в свободное от учебы время, осуществляется с соблюдением дополнительных требований.

Одновременно в целях содействия занятости несовершеннолетних органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются правовые акты о резервировании (квотировании) рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

В 2010 году данные правовые акты приняты в 17 городах и районах республики, в рамках реализации мероприятий которых на предприятиях резервируются рабочие места для граждан, особо нуждающихся в социальной защите: лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет, лиц предпенсионного возраста, сирот, инвалидов, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов и других категорий.

Анализ свидетельствует об увеличении количества резервируемых рабочих мест для указанной категории граждан, в том числе несовершеннолетних. Необходимо отметить, что безработные несовершеннолетние граждане принимают участие во временных работах с выплатой материальной поддержки за счет субвенций федерального бюджета как категория граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Органами местного самоуправления совместно с органами занятости населения проводится работа по информированию несовершеннолетних граждан о положении на рынке труда, возможностях профессионального обучения и трудоустройства на постоянные и временные рабочие места. Информация размещается на страницах республиканских, городских, районных печатных изданиях, по радио, телевидению, сети Интернет, с помощью буклетной и бланочной продукции, проведения горячих линий, дней открытых дверей для подростков.  

В целях защиты работников, не достигших 18-летнего возраста, от необоснованных увольнений Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает, что расторжение с ними трудового договора по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем), помимо соблюдения общего порядка, допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 269 Трудового кодекса). При этом согласие указанных органов на увольнение должно быть получено работодателем до издания приказа об увольнении.

Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организации.

Лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра для определения их пригодности по состоянию здоровья к поручаемой работе. В дальнейшем, до достижения возраста 18 лет, они подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру. Такие осмотры осуществляются за счет средств работодателя (ст. 266 Трудового кодекса).

Предварительный медицинский осмотр преследует цель определить соответствие предлагаемой работы состоянию здоровья несовершеннолетнего. Ежегодный осмотр обеспечивает медицинский контроль за состоянием здоровья указанных работников и установление соответствия выполняемой работы состоянию их здоровья.

Как общее правило, трудовой договор может быть заключен с подростком, достигшим возраста 16 лет. Вместе с тем в случаях, прямо предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор может быть заключен и с лицами, не достигшими 16 лет. Так, если подросток оставил обучение в общеобразовательном учреждении или получил основное общее образование, не достигнув 16 лет, либо продолжил освоение программы основного общего образования по иной, чем очная, форме обучения, он вправе заключить трудовой договор по достижении 15 лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью.

В соответствии со ст. 19 Закона Российской Федерации «Об образовании» обучающийся, достигший возраста 15 лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования по согласию родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием.

Возврат к списку