наверх
167982, Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 23

Административная ответственность должностных лиц органов государственного контроля (надзора) за нарушения требований федерального законодательства при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности

  • Главная
  • Консультации по вопросам федерального законодательства

Печать

02.09.2010
 

Федеральным законом от 27.07.2010 № 239-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» введены новые составы административных правонарушений, отнесенные к исключительной компетенции органов прокуратуры Российской Федерации.

Так, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации дополнен статьей 19.6.1 «Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре)». Данная статья направлена на защиту прав субъектов предпринимательства и предусматривает административную ответственность должностных лиц, осуществляющих государственный контроль (надзор) за следующие нарушения законодательства:

1. Проведение проверки при отсутствии оснований для ее проведения.

Основания проведения плановой проверки установлены ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». К ним относятся истечение трех лет со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются: - истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; - поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также угрозы причинения такого вреда, либо наступления таких последствий; - нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены); - приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Приведенный перечень оснований проведения внеплановой проверки является исчерпывающим.

2. Нарушение сроков проведения проверки.

Сроки проведения плановых и внеплановых проверок установлены ст. 13 Федерального закона № 294-ФЗ и составляют не более 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

3. Отсутствие согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры.

Проверки, проводимые на основании поступившей в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также угрозы причинения такого вреда проводятся после согласования с органом прокуратуры (ч. 5 ст. 11 Федерального закона № 294-ФЗ).

4. Проведение проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).

Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

5. Непредставление акта о проведенной проверке.

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

6. Привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций.

7. Проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.        

В соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом (ч. 5 ст. 9).

Частью 2 ст. 19.6.1 предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 указанной статьи.

Изменения, внесенные в КоАП РФ вступили в силу с 13 августа 2010 г. Состав административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.6.1 КоАП РФ образуют противоправные действия органов государственного контроля (надзора) совершенные после указанной даты.

Возврат к списку