наверх
167982, Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 23

Основные изменения законодательства, которые необходимо учитывать при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд

  • Главная
  • Консультации по вопросам федерального законодательства

Печать

29.06.2020

В 2020 году вступили в силу значимые изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ), предусматривающие включение участниками торгов в заявки еще больше сведений, иной порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком и др.

Значительное число поправок связано с возникновением угрозы распространения новой коронавирусной инфекции.

Так, Федеральным законом от 24.04.2020 № 124-ФЗ в п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми заключить контракт с единственным поставщиком возможно на сумму до 600 тыс. рублей, а не до 300 тыс. рублей, как было ранее. Увеличился и процентный годовой лимит таких закупок: он составил 10 % вместо 5 % от среднегодового объема закупок. В денежном выражении лимит остался прежним – 50 млн руб.

Этим же законом внесены изменения в ч. 65 ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ, по которым в 2020 году стороны государственного (муниципального) контракта по взаимному согласию имеют право изменить срок его исполнения и (или) его цену, если на прежних условиях контракт невозможно исполнить по независящим от контрагентов обстоятельствам. Речь идет об обстоятельствах, возникших из-за распространения коронавирусной инфекции или в результате других событий, перечень которых определит Правительство Российской Федерации.

При этом внесение изменений в условия контракта возможно при наличии соответствующего решения Правительства Российской Федерации, Правительства Республики Коми, органа местного самоуправления. Заказчику для этого необходимо подготовить письменное обоснование, а поставщику – предоставить обеспечение исполнения контракта в случае, если в результате этого изменения у него появились новые, не обеспеченные ранее обязательства. При необходимости размер обеспечения можно будет уменьшить по правилам, установленным Федеральным законом № 44-ФЗ. Если исполнение контракта было обеспечено деньгами, поставщик и заказчик выполнят перерасчет. При изменении срока исполнения контракта нужно будет определить новый срок возврата средств. Если же контракт был обеспечен банковской гарантией, возвращать ее не будут. По ней не предъявят взыскания, если поставщик предоставит новый документ.

При этом возможность изменить существенные условия контракта предоставлена не только в части цены и срока исполнения контракта, но и в части авансирования, если оно было предусмотрено контрактом. В отличие от остальных случаев для такого изменения не нужно решение уполномоченного органа власти.

Ряд изменений, внесенных Федеральным законом от 24.04.2020 № 124-ФЗ, вступят в силу с 1 июля 2020 года.

Так, требование обеспечения гарантийных обязательств будет правом заказчика, а не обязанностью, как сейчас. Заказчик сможет установить обеспечение исполнения контракта в размере от 0,5% до 30% начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК). Сейчас допустимый минимум составляет 5% НМЦК.

При казначейском сопровождении расчетов по контракту обеспечение исполнения контракта можно будет и вовсе не устанавливать. Если его все же нужно предусмотреть, его размер должен быть до 10 % от НМЦК, а для закупок по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ от цены контракта.

При казначейском сопровождении аванса размер обеспечения исполнения контракта будут считать от НМЦК, уменьшенной на размер аванса, а по закупкам по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ (с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций) от цены контракта, уменьшенной на размер аванса.


Управление по надзору за исполнением федерального законодательства

Возврат к списку